Можно ли обойтись без зубрежки, готовясь к экзаменам? В школе зубрежка воспринималась, как необходимый акт жертвоприношения во имя неизвестно чего – просто это было нужно и вопросов на этот счет не возникало.
«И чтоб к следующему занятию выучили все определения!» -кошмарный сон бывшего школьника прерывается пробуждением, и, благополучно смахнув пот со лба, он с несвойственным удовольствием собирается на работу (главное, что не в школу!).
Насколько зубрежка эффективна (иначе к чему эта пролитая кровь)?
Здесь все неоднозначно. Зубрежка определенно эффективна в запоминании математических и физических формул, стихотворений, дат. Но если рассматривать отдельно каждый из этих пунктов, выяснится, что это не совсем зубрежка в чистом виде: формулы практичны – к ним неизбежно прибегаешь по мере необходимости, прикладываешь к задаче, превращаешь в личные инструменты (мы по той же логике не называем зубрежкой освоение нового гаджета или software). Стихи насквозь внутри логичные, стройные, да еще и для нашего облегчения имеют ритм и подсказки в виде рифмы, поэтому мы так легко запоминаем тексты песен. Даты же настолько точны и непреклонны, что их зубрить неизбежно приходится, благо можно обращаться к мнемотехникам.
Под наш обстрел попадают в первую очередь зубрежки определений. Это неэффективный способ обучения, ведь запоминание буквального расположения слов в предложении не обеспечивает понимания этого предложения. Иными словами, школьник будет говорить, но не понимать, о чем.
Есть разные средства, которые помогут увильнуть от бессмысленного и беспощадного заучивания и не расплескать при этом информацию. Например, записывать определения иными словами и короче. Для того, чтобы сократить определение термина, потребуется хорошенько докопаться до сути слова, проанализировать его, а потом еще и подобрать подходящие слова. В итоге процесс запоминания протекает существенно легче, мягче и интереснее.
Например, возьмем термин «экосистема». Можно найти солидное и перегруженное следующее понятие: «биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними». Если разобраться с этим нагромождением слов, то из них следует, что экосистема – это совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома. Такого определения вполне достаточно, чтобы проникнуть в сердцевину термина и в дальнейшем верно его использовать и считывать в текстах.
По той же технике работает игра в интервью.
Нужно просто представить, как журналист, подставив микрофон, спрашивает значение какого-то термина или темы, а задача ученика разыграть эту ситуацию, как бы отвечая на вопрос. Важно это делать вслух и без подглядок в учебники. Также в запоминании и формулировании мыслей помогает второстепенное монотонное действие: это может быть просто движение по комнате или задействование мелкой моторики, например, в вязании.
Следующий совет, в первую очередь, для визуалов. Если требуется выучить целый блок теории, то достаточно набросать визуальный макет этого блока. Просто рукопись по мотивам учебника не сработает. Важно почувствовать себя в прямом смысле архитектором: продумать расположение схем и их общий вид, наложить мосты между ключевыми точками теории, выстроить таблицы, дорисовать дополнительные символы, раскрасить их цветами. На бумаге получится самый настоящий проект, а в голове – все необходимые знания.
Стоит заметить, что все эти навыки не останутся бесплодными школьными приобретениями. В университете студенты сталкиваются с такими лавинами информации при подготовке к экзаменам, что зубрежкой можно себе заработать разве что нервный срыв. Берегите здоровье и отказывайтесь от архаичных монстров вроде заучивания!