Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Cливы и скандалы ЕГЭ: расследование MAXIMUM Education

20.03.2025 Обновлено 20.03.2025 76
Редакция
Материал создан общими усилиями нашей команды

Мы погрузились во все скандалы и интриги ЕГЭ за всё время его существования, чтобы выяснить, реально ли ЕГЭ вредит нашему обществу и делает из детей «жертв натаскивания». Это масштабное расследование MAXIMUM Education — учителя, вписывающие правильные ответы в бланки своих учеников, доисторические версии экзамена и самый масштабный слив ответов ЕГЭ за всю историю!

В этой статье:

100 долларов за экзамен?Привет, ЕГЭ!Эксперименты над школьниками Как выглядел КИМ в 2005 году?«Кузница посредственностей»СливыПодмены на ЕГЭКак оценивают ЕГЭ сейчас?

100 долларов за экзамен?

Все прекрасно знают, что при создании ЕГЭ во многом вдохновлялись именно системой экзаменов в США, но при этом не учитывают того факта, что ситуация там абсолютно другая.

Во-первых, их единый экзамен – совсем не единый! С 1901 года в США проводят SAT, а в 1959 году вводят ещё один – ACT. Функция у них одна и та же – проверить знания абитуриентов перед поступлением в колледжи.

Во-вторых, и тот, и другой экзамен в США – платный, от 100 до 200 долларов за сдачу. Хочешь сдать экзамены – плати, за пересдачу тоже.

Где-то радостно утирает слезы российский школьник, сдающий четыре ЕГЭ бесплатно

Привет, ЕГЭ!

В конце 90-х экономика страны укрепляется, и потому одним из векторов развития становится интеграция России в международные взаимодействия, в том числе и в системе образования. Например, стали частью Болонской системы образования, из которой, правда, сейчас вышли.

Владимир Филиппов возглавлял Министерство образования с 1998 по 2004 год и так говорил о поступлении в вузы: «Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через „договорные“ школы, которые есть у московских и питерских вузов».

Именно поэтому в 1999 году под руководством Филиппова был создан Федеральный Центр Тестирования Минобрнауки, задачей которого стало создание единой системы оценки и мониторинга знаний для российских школьников. Тогда же разработали всю техническую и методическую основу проведения, включая и первые прототипы КИМов. И привет, ЕГЭ!

Эксперименты над школьниками 

Сразу сделать идеально отточенную систему с нуля — практически невозможно. И именно поэтому внедрение ЕГЭ начали… с экспериментов над детьми. 

Для экспериментов в 2001 году выбрали лишь 5 регионов, 30 тысяч школьников, которые подавали документы в 50 государственных вузов всего на 8 учебных дисциплин. Экзамену было ещё очень далеко до «единого», в течение последующих лет список участников и принимающих результаты вузов расширялся, но с расширением выявились и первые, очень серьезные проблемы.

Учителя не понимали, как готовить детей к новому формату, школьники паниковали, а вузы скептически смотрели на результаты. Но самое главное — ЕГЭ начал превращаться в гонку за баллами. Вместо того чтобы учиться думать, школьники, по мнению многих, начали «натаскиваться» на тесты.

Как выглядел КИМ в 2005 году?

Мы нашли настоящий вариант ЕГЭ по математике 2005 года. Двадцать лет назад никаким разделением на профиль и базу ещё не пахло — из-за этого и гуманитарии страдали, и технарей должным уровнем не проверяли.

Школьника, открывшего КИМы, встречает часть «А», где задания, на первый взгляд, абсолютно нормальные, но есть только одна проблема — 4 варианта ответа.



То есть ученик получает вероятность 25% угадать правильный ответ даже с нулевыми знаниями или просто проставить везде один ответ, но хотя бы раз попасть. А если ты способный ученик такие задания – просто подарок судьбы, т. к. из-за наличия этих вариантов на выбор можно найти множество значений простым перебором каждого варианта.

Да, после злополучной части «А» шли ещё вполне себе адекватные части «B» и «С», более похожие на нынешний экзамен и предполагающие критическое мышление, но это уже никого не волновало — встречают-то ведь по обложке. Именно в тот момент за ЕГЭ закрепился статус «глупого тестирования» — и эту самую тестовую часть убрали лишь в 2019 году.

«Кузница посредственностей»

Закономерно, что лучшие умы страны взбунтовались, и, самое интересное — бунт подняли лучшие из лучших. Одним из ярких противников ЕГЭ стал Виктор Садовничий, ректор МГУ.  Именно ему принадлежат слова о «кузнице посредственностей».

В первые годы существования экзамена он принципиально отказывался принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ, и в этом его поддерживали большинство ректоров топовых вузов. Интересно, что частично это сохранилось и сейчас — в МГУ кроме ЕГЭ надо сдавать внутренние вступительные экзамены.

Сливы

Разрешив, как считалось, все технические и организационные проблемы системы, 1 января 2009 года внесли поправки в закон «об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ура, всё, теперь ЕГЭ сдают повсеместно абсолютно все выпускники школ, а все вузы принимают его результаты при поступлении.

Но совсем упустили из виду географический аспект. До 2013 года варианты выпускались только для 4 географических зон: Дальний Восток, Сибирь, Урал и Центр. Но в РФ 11 часовых поясов!

Иногда фото вариантов попадали в сеть случайно — так, например, случилось с девочкой-золотой медалисткой из Тульской области. Естественно, никакие «сливы» делать она не планировала — после написания экзамена по математике она сфотографировала вариант и ответы, чтобы проверить себя дома, на радостях скинула эти фото знакомому, а тот без её ведома слил их в интернет.

Однако любая попавшая в интернет фотография с реальными вариантами ЕГЭ тщательно отслеживается, и в итоге уже на следующий день результаты экзамена этой девочки были аннулированы. И это математика, обязательный предмет для аттестата — и вот вместо золотой медали девочка окончила школу со справкой.

2013 год стал самым скандальным за всё время существования ЕГЭ. Именно в этом году произошёл масштабный слив вариантов по большинству предметов. И по сей день каждый год в сети появляются «реальные варианты» экзамена всего лишь за пару тысяч рублей, но тогда этот процесс набрал такие обороты, что всего за пару дней до экзамена попали полноценные КИМы. По русскому языку произошли утечки 30 вариантов из 120 существующих. Да, это кажется не такой большой цифрой, но, во-первых, слили варианты по большинству других предметов, а, во-вторых, это напрямую отразилось на статистике сдачи экзаменов.

В злополучный 2013 количество стобалльников возросло почти в трое и в сумме составило более 10 тысяч человек. Минобрнауки признало, что почта ведомства, где хранились варианты, в тот год была взломана.

Подмены на ЕГЭ

Самое страшное, что подобные инфоповоды переориентируют школьников с мыслей о том, как подготовиться к экзамену, на то, как его списать. Была налажена целая индустрия, когда среди студентов топовых вузов искали людей, визуально похожих на кого-нибудь из реальных выпускников и отправляли писать ЕГЭ.

Учителя точно так же ответственна за результаты и может «перегибать палку». Так например, в Мордовии целая аудитория сдающих пронесла в аудитории телефоны, им разрешила «добрая учительница». А некоторые делают это ради бизнеса — в одном из районов Ростовской области глава образования сам решил наладить процесс и посадил учителей в здании Дома детского творчества решать задания ЕГЭ за определённых учеников, которые, естественно, изрядно заплатили.

Как оценивают ЕГЭ сейчас?

Общественное мнение таково: ЕГЭ — сложная и несправедливая система оценки, проверяющая не глубину знаний ученика, а его умение «натаскиваться на предмет».

Реальность, как всегда, далека от подобных крайностей. Каждый год ЕГЭ меняют и делают это не просто так: задача подобных изменений — привести эту систему оценки знаний в максимально объективное русло. Так, ФИПИ, нынешние составители экзамена, убрали тестовую часть и обновили большинство заданий — теперь практически ни одно задание нельзя решить лишь простой «угадайкой». Техническая сторона вопроса и надзор за процессом также наладили — в последние годы сливов и масштабных списываний так же не наблюдалось.

Но главной цели отцы-прародители ЕГЭ всё-таки добились — сейчас любой школьник страны может спокойно и удобно поступать даже в самые престижные столичные вузы.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments