Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Что такое эмоциональный интеллект? Чем отличается эмоциональный интеллект подростков?

01.06.2019 Обновлено 27.02.2023 1341
Anna Ivanova
Автор статьи

Эмоциональный интеллект — новый тайм-менеджмент и прокрастинация. Его сейчас обсуждают также часто, как когда-то способность управлять временем и задачами. О нем говорят взрослые, его пытаются развивать в детях.

В этой статье:

Что такое эмоциональный интеллект?Почему важен высокий эмоциональный интеллект?Особенности эмоционального интеллекта детейОсобенности эмоционального интеллекта подростков

Несмотря на то, что само понятие «Эмоциональный интеллект» появилось в 1964 году завоевывать широкую публику ему удалось только в последние пару лет. Об этом появились статьи, книги и вебинары.

Стоит ли познакомиться с этим понятием ближе? И тратить ли время на развитие эмоционального интеллекта у детей? Попробуем разобраться в этой статье.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность человека понимать и воспринимать собственные эмоции и чувства, управлять ими во время важных событий и не поддаваться им во время серьезных мероприятий.

Интеллект эмоциональный не имеет никакого отношения к умственным способностям. Понятие ввели как раз тогда, когда поняли, что люди с высоким IQ не способны выполнять задачи из-за того, что ими управляют чувства, а не разум.

Низкий EQ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень эмоционального интеллекта выражается в четырех признаках.

Признак №1. Общение

Умеете ли вы слушать? А ясно выражать свои мысли? Умеет ли это ваш ребенок? Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона EQ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.

Признак №2. Понимание или эмпатия

Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Или же вы и ваш ребенок можете сразу влиться в коллектив?

Эксперты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким EQ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе (школьном или рабочем) у них не возникает.

№3. Самопознание

Еще один признак высокого эмоционального интеллекта — знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними. Это выражается не столько в привычном «хорошо знаю алгебру, Иванов хорошо знает геометрию — дам списать и спишу у него», а скорее в «я знаю, что волнуюсь на уроках Марии Ивановны, надо получше к ним готовиться». У взрослых работает примерно также.

№4. Управление эмоциями

Подготовиться получше — это лишь один из вариантов преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина EQ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять. То есть понять почему ребенок волнуется перед уроками Марии Ивановны, проанализировать это и преодолеть.

Почему важен высокий эмоциональный интеллект?

Высокий уровень EQ помогает во многих жизненных ситуациях: сдать сложный экзамен, найти общий язык с одноклассниками в трудном возрасте, закончить школу, поступить в вуз. Он помогает не поддаваться стрессу, а значит и не «терять» из-за него знания во время контрольных, ЕГЭ и сессий.

Если человек дружит со своими эмоциями, то они могут не только не мешать, но и помогать.

Особенности эмоционального интеллекта детей

Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста самое важное — узнать свои эмоции. Как на нем отражаются страх, злость, обида, грусть, радость?

Например, понимать почему он плачет, когда мама уходит на работу? Или почему злится, когда в магазине не покупают очередную игрушку? Почему боится первого дня в школе?

Изучить свои эмоции ему нужно в пяти основных аспектах:

  • когда он что-то чувствует;
  • когда он чего-то хочет;
  • когда он оценивает себя (могу или не могу это сделать);
  • когда он оценивает свои знания и опыт;
  • когда он что-то делает.

Для этого родители моделируют подходящие ситуации в игровой форме и обсуждают происходящее. Подробнее о способах воспитания эмоционального интеллекта мы расскажем в следующей статье.

Особенности эмоционального интеллекта подростков

Если у детей младшего возраста относительно простые эмоциональные задачи (что такое хорошо, что плохо, что делать, если я расстроен, почему я грущу или злюсь), то у подростков все сложнее. В «трудном» возрасте их эмоции меняются, а каждая ситуация кажется новой и непознанной в этом мире (и неважно, что родители через это проходили).

Авторы книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман и Джоана Деклер выделяют четыре основных особенности эмоционального интеллекта подростков:

1. Самоопределение. В период взросления подростки пытаются найти себя в этом мире. Причем эти поиски они организуют через других. Приведем пример из книги:

«Проводя исследования детской дружбы, мы записали на пленку разговор двух девочек, замечательно характеризующий озабоченность подростков исключительно собой. Девочки только что познакомились, и одна из них сказала, что провела лето, работая воспитателем в лагере для эмоционально неустойчивых детей. Вместо того чтобы расспросить свою новую знакомую о подробностях, вторая девочка просто использовала ее рассказ в качестве стартовой площадки для самоисследования. «Ничего себе, это действительно интересно, – сказала она, – я бы никогда не смогла этого сделать. У меня нет терпения. Моя сестра дает мне подержать своего ребенка, и он кажется мне вполне симпатичным, но, как только он начинает плакать, я просто отдаю его обратно. Не думаю, что я когда-нибудь смогу стать мамой. Нет, нет и нет. Не представляю, откуда у тебя столько терпения, чтобы быть воспитателем. Наверное, мне надо стать больше похожей на тебя, но я не уверена, что смогу. Как ты думаешь, у меня получится?»

Порой эта привычка остается с людьми и в старшем возрасте. Порой она здорово раздражает собеседников, которые освоили навык «слушать и слышать». Так что это еще один весомый повод заняться развитием эмоционального интеллекта.

2. Резкие перепады настроения — совсем не новость для родителей детей-подростков. Переживать их приходится ежедневно, а то и ежечасно. Эмоциональные скачки происходят из-за изменений в гормональном фоне. Родителям советуют относится к этому как к нормальному явлению и воспринимать спокойно.

Тем более, что в этот период дети более восприимчивы к негативному влиянию — алкоголю и другим веществам — и острая конфронтация может сподвигнуть их в эту сторону изучения мира.

3. Борьба между сердцем и разумом. В подростковом периоде дети впервые сталкиваются с тем, что их чувства могут противоречить тому, что они думают на самом деле.

Например, девочке может понравится мальчик, которого она не уважает: «Он такой милый. К сожалению, как только он открывает рот, то все портит». И какими бы максималистами они не были, через такие моменты они постепенно понимают, что в мире есть не только черная и белая стороны.

4. Желание независимости. Джон Готтман и Джоана Деклер сравнивают родителей с менеджером, который до 12-13 лет управлял каждым движением ребенка, а потом был резко уволен.

Родителей такой факт, конечно, расстраивает, но авторы советуют не пытаться вернуть влияние, а попробовать научить ребенка самому организовывать свою жизнь.

3 совета из книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джона Готтмана и Джоаны Деклер от психолога Хаима Гиннота

  1. Признайте, что подростковый возраст – это время, когда дети отдаляются от своих родителей.
  2. Обеспечьте своему ребенку соответствующее окружение.
  3. Поощряйте самостоятельное принятие решений и продолжайте быть эмоциональным воспитателем своего ребенка.
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments