Каково это — быть подростком?

24.05.2020
Ирина Гришина
Ирина Гришина
Психолог, специалист по профориентации

Подросток на консультации:
— На самом деле мы никому не нужны. Вот правда! Куда бы мы ни пришли — нас отовсюду гонят. Взрослые начинают заниматься нами, только когда хотят решить какие-то собственные проблемы.

Слушаю, чувствую, что не согласна. Хочу возразить, но понимаю, что сейчас ему надо дать выговориться, тем более что говорит он действительно важные вещи. Вообще с подростками очень легко общаться: как правило, они очень искренние и открытые, если с ними разговаривать вежливо и уважительно. Но многие взрослые этой открытости боятся: можно услышать нечто нелицеприятное, и что потом делать с этим? По этой причине контакт в отношениях намного чаще изначально нарушается не подростком, а взрослым.

Каково быть подростком? Воспоминания психолога

Воспоминания профориентолога

Я была подростком в начале 2000-х, в стране с тех пор мало чего изменилось. Мне повезло, это было довольно недавно, поэтому я еще очень хорошо помню, каково это — быть подростком. 

Мы учились, кажется, в 8 классе, была зима, ударили страшные морозы. После уроков нам с компанией одноклассниц не хотелось расходиться по домам: дома скучно и одиноко. В гости звать друг друга родители разрешали редко. И мы стали оставаться в школе после уроков, играли в прятки (Да-да, в 8 классе! Школа большая, есть где спрятаться) или просто общались. Не прошло и недели, как наших родителей вызвали в школу, отругали на чем свет стоит, что они не следят за детьми, и запретили нам оставаться после уроков в школе. 

Так в нашей жизни появились подъезды и крыши. Оттуда нас тоже выгоняли, но хотя бы не вызывали родителей. Там мы знакомились с людьми (так сказать, местными обитателями), которые много пили и употребляли наркотики, некоторых из нашей компании это впоследствии увлекло. Эти люди были страшные, но дружелюбные.

Пока мы бегали по крышам, в Москве активно строили торговые центры, и в какой-то момент мы обнаружили, что там тоже можно проводить время, и стали перемещаться туда. Там было тепло и чисто, продавалась вкусная еда и красивая одежда, показывали новые фильмы. Только одно «но»: на все нужны были деньги. Каждый день мы смотрели на то, что не можем себе позволить, и во многих из нас зрела идея — вот вырасту и куплю себе все это. Собственно, некоторые до сих пор в этой логике и живут.

Непростой вопрос взрослым

Вы ждете и надеетесь, что подростки вырастут умными, разносторонне развитыми людьми, готовыми трудиться на благо общества, реализуя при этом собственные таланты. Но какие условия в жизни подростка способствуют этому?

Многие родители решают эту проблему тем, что записывают своих детей на разные курсы, к репетиторам, чтобы у них не было ни минуты свободного времени. Действительно, подросток денно и нощно получает все новые и новые знания, вот только вместо огонька в глазах мы получаем измученного человека, который в ответ на любую новую инициативу говорит:

Отвалите. Оставьте меня в покое. Просто оставьте меня в покое.

Почему так? Дело в том, что подростковый возраст — это лучший возраст для развития самостоятельности и собственной личностной позиции. Чтобы это развитие происходило, подростку необходимо пространство, где он может быть собой, где у него есть свобода в выборе занятий, собеседников, где есть достойные ролевые модели взрослых, на которых захочется быть похожим. Любая учеба подразумевает, что ты знаешь еще не достаточно, что тебе надо еще поучиться.

Человеку для того, чтобы научиться не только учиться, но и созидать, придумывать новое, необходимо иметь опыт создания чего-то своего. Пусть корявого, пусть с ошибками, но своего.

Анализируя свои ошибки и устраняя их, он научится рефлексии и способности мыслить критически.

Много ли мы знаем подобных пространств для подростков? Мне повезло, в моей жизни вовремя появились талантливые педагоги, которые изменили мой взгляд на себя как личность и значение профессии для собственной жизни и общества. Сейчас я понимаю, что везет единицам, так как пространств, сообществ, открытых для подростков и способствующих их развитию, (именно развитию, а не только обучению) очень мало.

Два важных вопроса для родителей

— Есть ли у моего ребенка подобное пространство? Как я могу помочь ему найти нечто подобное?
— Могу ли я каким-то образом поспособствовать появлению подобного пространства? Часто выясняется, что для этого не требуется много ресурсов. Каждый из нас может сделать жизнь подростков немного лучше. Кто-то может отвести их, например, в поход; кто-то организовать кроссбукинг в школе; кто-то — разрешить иногда собираться дома и что-то делать вместе и т.д.

Важно не забывать, что то, какими вырастут новые поколения, зависит во многом от нас, взрослых. От каждого из нас. И вносить свой посильный вклад.

Что до нас, мы — команда психологов, творческих педагогов и управленцев, придумали несколько форматов программ для подростков 12-17 лет, где они могут не просто учиться, а развиваться, и быть самими собой. Приглашаем вас на «Систему-Выбор» — курс профориентации для осознанных родителей и подростков.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии