Интернет пестрит безумной рекламой образовательных тренингов и методик, и если в обещания из разряда «Выучи язык за одну ночь!» уже почти никто не верит, то идея ежедневных 15-минутных занятий ради крутого результата многим кажется заманчивой. Призвав в союзники кодификатор, планы обучения и полезности от ФИПИ, я решила провести мысленный эксперимент: что будет с условным Иннокентием, если он решит готовиться к ОГЭ по русскому по этой «программе ленивца».
Во время эксперимента ни один девятиклассник не пострадал:)
Допущение 1.Предположим, существует некий сайт, где для Иннокентия все приготовлено: отобраны только те правила, которые будут на ОГЭ, понятная теория и задания с подробным разбором. Бери – и учи.
Допущение 2.Будем считать, что Иннокентий немножко андроид: не пропустил ни одного дня занятий, все время был сконцентрирован и выписывал правила в тетрадочку. Да и начинает подготовку он с хорошим уровнем знаний.
Шаг 1. Система.Иннокентий вовсе не глуп: он понимает, что без системы обучение ни к чему не приведет. Порыскав на сайте ФИПИ, он узнает, что экзамен проверяет знания в шести тематических блоках: в орфографии, пунктуации, синтаксисе, анализе текста, лексике и речеведении. Но чтобы приступить к ним, нужна база – части речи. Иннокентий решает начать с них.
Шаг 2. Сколько времени в запасе?ОГЭ по русскому языку в прошлом году писали 29 мая, поэтому за День Икс Иннокентий принимает именно эту дату. Сейчас конец ноября – до экзамена осталось 190 дней.
Немного математики: 190 умножаем на 15 – получается 2850 минут или 47 с половиной часов. Прежде чем приступать к подготовке, нужно определить начальный уровень – написать пробный ОГЭ. А еще нужно проверить знания в самом конце, то есть написать еще один пробный ОГЭ. ОГЭ по русскому языку занимает 3 часа 55 минут.
Отнимаем от 47,5 часов 8 часов на пробники – у нас остается 39,5 часов.
Шаг 3. Конкретные темы за это время. Если распределить это время на весь объем информации, необходимый для запоминания, вот какие темы Иннокентий успеет закрыть ко Дню Икс:
Блок Части речи:
- существительное
- глагол
- прилагательное
- причастие
- наречие
- деепричастие
- предлоги
- частицы
Иннокентий теперь действительно хорошо разбирается в частях речи. Вопросами «Что сделанный?» и «Что делавшее?» его теперь не возьмешь.
Блок Орфография
- корни с чередованием
- орфограмма в суффиксах существительных
- Н/НН
Иннокентий знает, в чем секрет вареной морковки и варенной мамой картошки, правильно пишет «заинька» в валентинке, но ошибётся в правилах, которые не успел пройти.
Блок Пунктуация
- подлежащее
- сказуемое
- грамматическая основа
С пунктуацией у Иннокентия трудные отношения: он может назвать пять отличий ПГС от СИС, но все его знания ограничиваются простым, ничем не осложненным предложением. То есть «мама мыла раму» — да, а вот «мама мыла раму окна, распахнутого настежь и покачивающегося» уже не его уровень.
- сочинение 15.3
- речевые нормы (ГК4)
Иннокентий успел разобрать только одно сочинение из трех возможных на ОГЭ. Ему остается надеяться на милость бланка заданий.
Зато Иннокентий разобрал один из пяти критериев практической грамотности: + 2 первичных балла за экзамен в копилку, если на самом ОГЭ он не растеряется.
На блоки синтаксис анализ текста, лексика и речеведение, на разбор изложения и двух оставшихся сочинений у Иннокентия не хватило времени. А жаль, ведь даже с волшебным сайтом, отличной самодисциплиной и желанием учиться он не получит на ОГЭ по русскому языку выше тройки (сыграют свою коварную роль и критерии практической грамотности).
Мораль эксперимента такова: громкие слоганы – рекламщикам, слава – Иннокентию, нам – отличные оценки на ОГЭ в награду за упорный труд.
P.s. А волшебный сайт существует. Вы знаете, где его найти:)