Ранняя профориентация: как приблизить ребенка к профессиональному самоопределению

06.12.2019 1 443
Ирина Гришина
Ирина Гришина
Исследует вопросы профориентации подростков

На прошедшем 31 августа форуме «Город образования» мы обсуждали вопросы профориентации детей и подростков. Своим экспертным мнением о ранней профориентации поделился Сергей Владимирович Плахотников, руководитель блока начальных классов в «Новой школе» и регионального проекта ПАО «Татнефть» по дошкольному образованию в Альметьевске.

Ранняя профориентация, Плахотников Сергей Владимировчик

У меня есть пятилетний сын, с которым я постоянно общаюсь, и за последний год он хотел быть космонавтом, Люком Скайуокером из «Звёздных войн», мечтал стать  геологом после поездки в горы Осетии, археологом — когда мы были на раскопках. Сейчас он очень хочет быть профессиональным скейтбордистом или пожарным как наш родственник в Беслане. В общем, он очень много кем хотел быть в течение только этого года!

Николай Веракса (наш академик, который занимается дошкольным возрастом) считает, что у ребенка, особенно у современного, есть другое пространство — пространство детской реализации. Это то место, где ребёнок творчески преобразует мир.

Н.Е. Веракса говорит о том, что ребёнок всецело устремлен в будущее, тогда как взрослый работает со старыми нормами и ведет его в прошлое. И в этом есть парадокс.

Ребёнок готов создавать всё новое и новое по образу и подобию

Я очень часто смотрю на то, что дети строят в Альметьевске — мы работаем с конструктивными, мобильными средами, и дети действительно создают будущее здесь и сейчас. То, что они делают, неповторимо. Это невозможно воспроизвести ни тогда, когда ребёнок строит один, ни тогда, когда их 5-8 человек. Это первый и очень важный тезис.

Ранняя профориентация, детские сады Альметьевска, Плахотников
Конструктивные среды в детском саду Альметьевска, Татарстан

В основе ранней профориентации лежат артефакты взрослой жизни

Второй важный тезис: для того, чтобы ребёнок научился самоопределяться и осуществлять свой выбор, его уже в раннем возрасте необходимо допустить не до игрушек, не до того суррогата окружающего мира в виде пластмассы, деревянных поделок, который сделали специально для него.

Ребёнка нужно подвести к артефактам взрослой жизни, и тогда он, видя покрышку, которая использовалась КАМАЗом, ездившим по его городу, начинает придавать ей новые смыслы, которыми раньше эта покрышка не обладала. Более того — покрышка радуется в этот момент, и ребёнок понимает, что он продолжает жизнь этой формы, которая раньше была содержательно совершенно иной.

Ранняя профориентация, Плахотников, артефакты взрослой жизни
Дайте детям объект из взрослой жизни, чтобы они его переосмыслили

Представьте магазинные весы, которые нашли и принесли в группу воспитатели детского сада. Дети чувствуют себя рядом с этими весами очень взрослыми, и они готовы взвешивать все: начиная от себя, заканчивая отдельными вещами, и это все по-настоящему. И это не удвоение мира, а та реальность, в которой живут взрослые и в которой продолжает здесь и сейчас жить маленький ребенок.

Допустить детей до тайн социальной жизни значит помочь ранней профориентации

Ещё одна очень важная мысль — наши образовательные учреждения очень замкнуты, особенно дошкольные. В Альметьевске сейчас мы думаем с главой муниципального района и с ПАО «Татнефть» о том, как сделать город единой образовательной средой для маленьких детишек.

Для меня не является секретом, что патриотическое воспитание — это открыть для ребёнка мир с обратной стороны. То есть дошкольник должен входить в магазин со стороны склада, в больницу — со стороны ординаторской или операционной. Он должен видеть жизнь с изнанки.

Ранняя профориентация, Плахотников, оборотная сторона жизни
Верхнее правое фото – дети зашли в магазин со склада. Город открылся детям и стал приветлив

У наших детей должна сложиться привычка за зримыми формами видеть невидимое. Это работа с внутренним и внешним: видеть внешнее и предполагать, каково внутреннее. Я знаю некоторые родительские истории, где дети активно выходили в город, общались с профессионалами – и город открылся для маленького ребёнка, он стал приветлив!

Такие родители понимают, если они сейчас не пустят ребёнка с обратной стороны в магазин, этот малыш через 10 лет, закончив школу, уедет из города. И это важно: ребёнок любит свой город, знает свой город, а то, что я знаю, я никогда не брошу, ведь это моё знание.

Ребенок может жить на взрослой половине и наделять ее собственными смыслами

И, пожалуй, последний тезис. Чтобы понять его, обратимся к фотографиям ниже. Посмотрите на них внимательно. Какая мобилизация на левом фото и какое расслабление на правом!

Ранняя профориентация через артефакты взрослой жизни
Детей нужно чаще погружать в пространство взрослых

Когда дети работают с надутой покрышкой от грузовика, у них больше смысла в деятельности. Они более ответственны за свою жизнь, более мобилизованы и инициативны, нежели когда они находятся в специально созданном для них пространстве.

В прошлом году я провел целую неделю в школе Нью-Йорка City and Country School — одном из моих самых любимых образовательных учреждений. Кэролайн Пратт создала удивительную среду игрового и продуктивного образования, в которой ребёнок творит каждый день, строя из деревянных блоков.

Я видел её выпускников – пятнадцатилетних ребят. Благодаря продуктивному образованию, которое позволяет каждый день создавать материальные формы, наделенные личным индивидуальным смыслом, к пятнадцати годам дети приобретают удивительную способность – у них есть гражданская и личностная позиция, при этом нет проблем в профессиональном самоопределении.

Комментарии

Оставить комментарий

Уведомление о
avatar

wpDiscuz