Введение единого государственного экзамена в школах — самая масштабная реформа в сфере образования при Владимире Путине. На тестовый режим проведения ЕГЭ ушло семь лет, а с 2008 года экзамены стали обязательными. ЕГЭ уменьшил коррупцию в вузах и школах. Но мало какой реформе доставалось столько критики: и за спорные формулировки в тестах, и за то, что учителя «натаскивают школьников на ЕГЭ, а не дают реальные знания». В этой статье разбираемся вместе: смысл ЕГЭ или зачем его ввели?
От чего ушли
Раньше система проверки уровня образования регулировалась законом 1992 года. Он имел зазор, удобный для возникновения произвола, граничащего порой с анархией. Как уследить за объективностью экзаменационных оценок, поставленных учителями в школах и преподавателями в вузах?
В таких благоприятных условиях завелся, как плесень, блат. Как на дрожжах росли медалисты, пятерки рисовались так же, как фамилии в приказах о зачислении. Также росло черное репетиторство (когда преподаватели вузов готовили к конкретным вопросам, которые должны были быть на экзамене). Резко уменьшилось количество сельских абитуриентов, у которых не было удобных каналов связи и нужных сумм. Появилась необходимость в крупной реформе, которая смогла бы показывать беспристрастный результат выпускников школ и позволить проверять уровень владения предметом.
Хочешь круто подготовится к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Ориентир на Запад
Идеология ЕГЭ взята у Запада? Тогда разработчики новой системы стали обращаться к международному опыту экзаменации и подбирать для себя оптимальную модель. Просто брать кальку с других экзаменов было невозможно. Например, стандартизированные тесты США и Великобритании схожи, но там тесты предлагают лишь выбор вариантов ответов, что не устраивало российских вузовских преподавателей: они настаивали на более сложных заданиях, в духе решения задачи, доказательства теоремы или написания эссе. Это, разумеется, утяжеляло работу, так как механической проверкой здесь бы не обошлось – требовался живой эксперт. Второй проблемой оказались десять часовых поясов: материалы на Сахалине использовать в Калининграде уже нельзя. Значит, для чистоты экзамена нужно готовить сопоставимые по сложности КИМы, что стало очень сложной задачей для тестологов и психометриков. Прибавьте ко всему прочему изощренную логистику (порой, вертолетами!) в особо отдаленные территории, в военно-морские базы — в общем, проблем у разработчиков хватало.
Кто делал?
Кому принадлежит идеология ЕГЭ? К дискуссиям приглашались представители ведущих вузов, лучшие учителя школ Москвы, люди из Российской академии образования. Таким разношерстным составом пытались договориться, как лучше проверять ребят. В 2001 году был запущен проект на добровольном участии в 4 субъектах РФ, результаты которого учитывало только 16 вузов. К 2008 году дисбаланс между иногородними студентами и жителями обеих столиц существенно выровнялся.
Результаты контролировались комиссиями общественных наблюдателей и нехитрой математикой. Если результаты оказывались сильно выше средних по региону или России, просили объяснений. Если убедительных доказательств не предоставлялось, результаты обнулялись. Конечно, и здесь было не без мошенничества. Стоило лишь привезти правильных детей писать ЕГЭ в правильное место, где все было подготовлено для того, чтобы экзамены сдались на высокий балл. Одной из причин ухищрений было то, что по итогам экзамена оценивали учителя, директора и даже заведующего РОНО. Низкие показатели – больной удар по региональному начальству, потому в погоне за цифрами делались мини-аферы. Только в 2016 году этот пункт с большим трудом отменили.
Сейчас, как показывают данные «Левада-центра», как таковой протестной волны против ЕГЭ нет. Люди благоприятно о нем высказываются. В 2017 году 59% опрошенных в возрасте 18–24 лет заявили, что относятся к ЕГЭ положительно и 32% — что отрицательно, при этом с увеличением возраста респондентов растет и количество недовольных ЕГЭ.
Резюмируя, можно сказать уверенно: ЕГЭ – это хорошо! В разы снизилась коррупция, аттестаты очистились от учительской лояльности или антилояльности. К тому же, у их работы появился внешний измеритель. Как потрудился со старшеклассниками, хорошо или средненько? А ты совсем скоро будешь поступать в вуз на честных основаниях среди других честных ребят – красота! Ну и готовиться нужно, конечно же, с профессионалами. Удачи на экзамене!