Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!
В этой статье:
Что такое аргумент в итоговом сочиненииГде брать аргументы к итоговому сочинениюГотовые аргументы для итогового сочиненияЧто такое аргумент в итоговом сочинении
Какие аргументы проверяющие ожидают увидеть в вашем итоговом сочинении? В целом слово «аргумент» означает доказательство, то есть подтверждение того или иного факта. В итоговом сочинении аргумент — это доказательство вашей позиции относительно заданной темы.
Я всегда говорю своим ученикам: представьте, что вы спорите с кем-то и пытаетесь доказать свою правоту. Как это сделать лучше всего? Правильно, с помощью примеров, скажем, из вашего личного опыта или историй знакомых. Так и в сочинении — только в качестве доказательств будут выступать ситуации из различных произведений литературы.
Где брать аргументы к итоговому сочинению
После того как мы выяснили, что такое аргумент, возникает другой важный вопрос: где взять аргументы для декабрьского сочинения? Ответ очевиден: из литературы! По данным ФИПИ, итоговое сочинение ориентировано на литературу, то есть для аргументации своей позиции необходимо привлекать литературный материал.
Какие аргументы можно взять
Литературные аргументы для итогового сочинения проверяются по отдельному критерию № 2 — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Вот как он звучит:
К счастью, ограничений здесь не так много, ведь невыполнение этого критерия ведет к незачету за всю работу. Требования можно разделить на две категории.
Опора на отечественную и мировую литературу. Спешу вас обрадовать: вы можете использовать не только отечественных, но и зарубежных авторов. Все верно, подойдут не только «Война и мир» или «Преступление и наказание», но и «Гарри Поттер» с «Голодными играми»!
Различные произведения литературы. Более того, аргументы необязательно должны быть из огромных романов, которые вы изучаете на уроках литературы в школе. Выбор произведений велик:
- дневники,
- мемуары,
- публицистика,
- произведения устного народного творчества,
- философские, культурологические, психологические исследования,
- научные труды.
Скажем, если вы фанат «Краткой истории времени» Стивена Хокинга, а вам попалась тема из подраздела «Наука и человек», зачет у вас в кармане 👍
Какие аргументы не примут
Несмотря на обширность литературного материала, который можно привлекать, все-таки есть пара ограничений:
- Примеры должны соотноситься с вашей темой.
- Приводимый примеры должны быть в открытом доступе, размещены в опубликованном источнике.
Еще один важный нюанс: пословицы и поговорки, манга, комиксы, графические романы не будут считаться аргументами.
Можно ли привести пример из жизни
Часто ребята одновременно готовятся к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку, и из-за этого в голове происходит путаница. Многие начинают утверждать, что один из примеров в итоговом сочинении может быть из жизни, поскольку в задании 27 ЕГЭ необязательно ограничиваться только литературой. Также в ОГЭ сочинение 13.1–13.3 пишется именно по такой логике: пример из текста + из личного опыта или литературы.
Запомните, для декабрьского сочинения можно использовать только примеры из литературы! Главное, чтобы привлеченная вами ситуация из текста относилась к теме сочинения и иллюстрировала ваш тезис.
Можно ли использовать фильмы и сериалы
Фильмы и сериалы часто построены на основе литературных произведений, однако в этом случае режиссер создает собственное произведение искусства. Поэтому. Примеры из жизненного опыта, фильмов, сериалов, аниме и компьютерных игр можно приводить только в сочинении ЕГЭ в абзаце согласия с авторской позицией.
Готовые аргументы для итогового сочинения
В 11-м классе не так много времени, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы подготовили универсальные аргументы для итогового сочинения. Они даны по разделам и подразделам в соответствии с правилами написания итогового сочинения — 2024/25.
Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово — помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет. Вместо того чтобы надеяться на готовые аргументы для итогового сочинения, лучше разобраться в структуре экзамена и потренироваться писать тексты самим. Сделать это можно на курсе подготовки в MAXIMUM Education, где преподаватели дают всю необходимую теорию по экзамену и обратную связь по пробным сочинениям учеников. С таким подходом зачет гарантирован!
Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать.
Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания.
К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.
Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия.
Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце.
Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.
1.3. Познание человеком самого себя
В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства.
Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.
Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.
Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.
Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.
Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.
Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.
Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.
2.2. Человек и общество
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам.
Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.
Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.
Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
Человек и природа тесно связаны между собой. Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена.
Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.
Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.
3.2. Наука и человек
С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.
Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно.
Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.
3.3. Искусство и человек
О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.
Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.
Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.
Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить.
Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.
3.4. Язык и языковая личность
В пьесе «Пигмалион» Бернард Шоу показал, как язык, на котором человек разговаривает, влияет на образ личности, которой он является.
Из-за неожиданного дождя рядом оказалась разношерстная публика. Профессор и специалист по фонетике обратил внимание на колоритную речь одной девушки — Элизы Дулитл, которая торговала цветами на улице. Ее манеры были очень далеки от высшего общества. Девушка испугалась его внимания, однако на следующий день пришла к нему домой и попросила научить ее «выражаться по-образованному», чтобы начать работать продавщицей в цветочном магазине. Знакомый профессора предлагает заключить пари: за полгода фонетист должен изменить девушку и выдать ее «за герцогиню на приеме в посольстве». Профессор соглашается.
Долгие месяцы работы трансформируют девушку. Теперь она умеет держаться в свете, выражаться как предписано. Однако в конце произведения она укоряет профессора в его холодности и в том, что, изменив ее, он так и не перестал видеть в ней лишь цветочницу.
В конце раскрывается конфликт, связанный с языковой личностью девушки: когда она не была образованна, торговала цветами на улице и разговаривала, используя жаргон, самой большой ее мечтой было продавать цветы в магазине. Теперь же, когда пари выиграно, ее можно представить частью высшего общества, но точно не продавщицей в цветочном магазине.
Таким образом, когда человек целенаправленно повышает свою языковую культуру, улучшает язык, он вырастает как личность и обычно больше не может спуститься вниз по социальной лестнице. Судьба Элизы сложилась счастливо, но эксперимент полностью изменил ее жизнь с помощью повышения языковой культуры.
Быть уверенными в своем сочинении поможет наш курс подготовки. На нем удастся разобрать структуру сочинения, научиться выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомиться со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — написать два пробных сочинения, которые проверит преподаватель и даст обратную связь. И никакие готовые аргументы для итогового сочинения не понадобятся!
Пробник через пол часа, я дуб…
А плакать уже можно ? У меня завтра пробник ,время 00:06
А ,ну тогда уже через 8 часов и 54 минуты
я умру щас
боженька помоги
чо делать если я ничего не читал
никакой