Счет в уме заставляет наш мозг задействовать оба полушария, что положительно сказывается на развитии интеллекта. Но как давно вы считали не на калькуляторе? Попробуйте устно сложить числа 97, 85, 113, 736 — задача не из легких, верно? А для человека, который освоил законы ментальной арифметики, этот пример покажется простым. Давайте разберемся, что это такое — ментальная арифметика, откуда она взялась, в чем плюсы этой методики для школьников и есть ли недостатки.
В этой статье:
Расшифровка терминаКак появилась методикаКому подойдет способОсобенности обученияВ чем польза для детейПреимущества и недостатки ментальной арифметикиКак научиться всему домаРасшифровка термина
Ментальная математика — это методика, которая позволяет научиться быстро и точно считать в уме большие числа, а также программа занятий, развивающая интеллект и мелкую моторику рук.
Метод счета основан на азиатской технологии вычислений с применением специального механического инструмента — абакуса, или соробана. Когда ребенок научится считать на абакусе, он сможет делать вычисления в уме: вычитание, сложение, умножение, деление.
Занятия по этой методике охватывают комплекс упражнений на устный счет и внимательность, развитие логического мышления, умение концентрироваться. Кроме того, счеты хорошо развивают моторику пальцев.
А еще программа помогает развить творческое и критическое мышление, увеличить скорость поиска и обработки информации. Изучать эту методику могут не только дети, но и взрослые.
Как появилась методика
Возраст ментальной математики — более 5000 лет. Она зародилась в Китае, где была изобретена первая «счетная машинка» — доска с обозначениями и песком, разделенными на определенное количество строк. Подобные инструменты использовали древние египтяне, греки, римляне и индийцы, только у этих народов песок заменили камни, косточки плодовых деревьев, ракушки.
Веками «счетные машинки» совершенствовались и стали прототипом современных счетов. Однако с появлением электронно-вычислительных машин, калькуляторов и компьютеров всё изменилось.
В 1993 году в Турции вновь стали возрождать ментальный метод вычислений. Постепенно этот способ учить детей считать стал настолько популярным, что его внесли в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Например, в Китае ментальная арифметика — обязательная часть образовательной программы.
Кому подойдет способ
Мыслительные процессы активизируют мозг, что приводит к появлению новых нейронных связей. Чем больше связей, тем лучше для развития интеллекта. Также считается, что образование нейронов не позволяет нашему мозгу стареть.
У человека мозговые клетки активно формируются в возрасте от 4 до 16 лет. Этот период оптимален для освоения азиатской методики вычисления. Можно научиться и после 16 лет, но придется потратить больше времени.
Вот чем полезна ментальная арифметика для детей:
- Поможет ребятам, которые не проявляют интереса к точным наукам или боятся изучать их из-за неуверенности. Решая задачки по новому методу, ребенок увлечется процессом, ведь не придется зубрить или выслушивать монотонные лекции. Здесь нужно проявлять логику, смекалку, внимательность, а в руках вместо ручки и бумаги — специальный инструмент для счета.
- Научит детей быстро считать в уме, придаст уверенности в собственных силах. Ребенок перестанет бояться отвечать у доски или делать ошибки, сможет улучшить оценки в школе.
Особенности обучения
Занятия проводятся по структурированной программе с использованием специального вычислительного инструмента. Обучение проходит в два этапа:
- Ментальная арифметика начинается с изучения, как работает абакус. Дети знакомятся с вычислительным инструментом, выполняют упражнения, которые помогают развить одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга, а также мелкую моторику пальцев. Абакус способствует увеличению скорости мышления. Ребенок становится более усидчивым, внимательным к деталям. Также развивается концентрация, логическое, пространственное, творческое мышление. На этом этапе дети изучают правильную технику счета с помощью азиатских счетов: сложение, вычитание, умножение, деление.
- После освоения счетного инструмента дети начинают выполнять упражнения на образные, или ментальные, вычисления. Это значит, что ребенок не использует физический инструмент, а представляет абакус в уме — визуализирует ментальную карту и проводит образные операции с бусинами без представления чисел.
Опыт, который получают дети после освоения этого метода, остается с ними на всю жизнь: быстрые вычисления, концентрация, внимательность, возможность визуализировать любую информацию.
В чем польза для детей
Для чего нужна ментальная арифметика детям? Разберемся с этим вопросом подробнее.
- Для развития творческих способностей. За творчество отвечает правое полушарие мозга. В обычной школе образовательные программы построены так, что задействуют только левое полушарие, поэтому креативность уходит на второй план. Ментальная арифметика помогает одновременно развивать оба полушария: умение визуализировать, анализировать, пространственно и логически мыслить.
- Чтобы полюбить математику. Когда ребенок учится через игры, проходит квесты, выполняет нескучные упражнения, учебный процесс становится занимательным, вырабатывается любовь к предмету. Ученик начинает понимать, для чего ему нужна математика.
- Способ победить рассеянность. Научиться ментальному счету можно только через концентрацию. Это позволяет выработать усидчивость, стать внимательнее.
- Для развития визуально-пространственного мышления. Образные вычисления требуют держать в уме не только определенные правила, но и образы. Однако эта информация легкая для запоминания, поэтому не перегружает детский мозг, а учит играть с воображением.
- Для тренировки памяти. Во время обучения дети работают с образами, запоминают ментальные карты, алгоритмы действий. Все это делается в спокойной обстановке, что только ускоряет процесс запоминания, развивает краткосрочную, долгосрочную и зрительную память.
- Чтобы научиться ориентироваться в потоке информации. Работая с абакусом, необходимо выполнять одновременно несколько операций. Для этого необходим высокий уровень концентрации, так как все действия должны быть согласованными. В будущем эти навыки помогут школьнику справляться со стрессом на проверочных работах и экзаменах, когда приходится перерабатывать много информации, перескакивать с одной темы на другую.
А еще у детей развиваются нематематические навыки: умение доводить дело до конца, стремление к победе, уверенность. Образный счет положительно сказывается и на получении новых знаний: изучении иностранных языков, чтении, письме, рисовании.
Наконец, прививается любовь к учебе. Школьник перестает бояться сложных заданий, снижается уровень стресса, исчезает скука и апатия во время занятий.
Преимущества и недостатки ментальной арифметики
У ментальной арифметики есть как плюсы, так и минусы — мы отметили их в таблице.
Достоинства | Недостатки |
---|---|
• Увеличение скорости счета в уме. При этом ребенок может делать вычисления разного уровня сложности. • Развитие усидчивости, внимательности, концентрации, памяти, логического мышления. • Развитие мелкой моторики пальцев. • Улучшение навыков визуализации. • У ребенка появляется уверенность в собственных силах, он перестает бояться делать ошибки, появляется любовь к точным наукам, развиваются творческие способности | • Возрастные ограничения. Оптимальный возраст — от 4 до 16 лет. Считается, что чем старше ученик, тем сложнее ему научиться образному счету. В старшем возрасте, когда уже сформировано основное представление о математических вычислениях, будет развиваться логика и память, а вот скорость счета и образное мышление — вряд ли. • Возникновение стрессовой ситуации из-за того, что в обычной школе преподают по другой программе. • Возможен обратный эффект из-за перегрузки, поэтому при отработке новых навыков детям следует полноценно отдыхать |
Как научиться всему дома
Домашнее обучение вполне допустимо для ментальной арифметики. В интернете много уроков на эту тему: понадобится 20–30 минут в день, готовая программа, которую можно скачать в сети, рабочие тетради и абакус.