Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Во что поиграть с детьми в дороге

24.06.2025 Обновлено 24.06.2025 5
Юлия Вьялкова
Эксперт в сфере образования, преподаватель английского языка

Дорога — это не только километры пути, но и отличная возможность провести время с детьми весело и с пользой. В статье расскажем, во что можно поиграть в машине, чтобы путешествие пролетело незаметно.

В этой статье:

Вербальные игрыИгры с бумагойИнтернет-игры в дорогу

Вербальные игры

20 вопросов 

Правила:

Один игрок загадывает любой объект (животное, предмет, персонажа и т.д.). Остальные участники задают до 20 вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Кто первым угадает объект — выигрывает. Если не угадали за 20 вопросов — победа загадавшего. 

Плюсы: 

Такая игра в дорогу развивает логическое мышление, позволяет формулировать вопросы и исключать неверные гипотезы. Она также тренирует внимание и подходит детям разного возраста.

Минусы:

При слишком легких или слишком трудных загадках теряется интерес. Для слишком маленьких детей может быть трудно формулировать односложные вопросы и понимать абстрактные понятия.

Считаем машины

Правила:

Каждый игрок выбирает или цвет машины, или вид транспорта (например, синий, красный; грузовик, автобус). Затем все смотрят в окно и считают только свой объект. Через заданный промежуток времени (например, 10 минут) участники проверяют, кто больше объектов насчитал. Кто насчитает больше всего транспортных средств, тот побеждает. Можно чуть скорректировать игру и считать не машины, а животных на пастбищах, птиц, дорожные знаки, флаги, рекламные щиты.

Плюсы: 

Будет лучше всего, если выбрать эту игру в дорогу в машине. Вокруг много объектов, поэтому даже самые маленькие дети будут увлечены занятием. Плюс, это развивает внимательность и скорость реакции. 

Минусы:

Ночью играть будет не очень удобно, так как вокруг темно и рассмотреть предметы трудно. В малонаселенной местности тоже может быть нечего считать, и детям быстро станет скучно. Иногда могут возникнуть споры, например, кто первый увидел объект.

Города (или слова на последнюю букву) 

Правила:

Наверное самая распространенная игра в дорогу без интернета. Первый игрок называет слово (например, город: «Москва»). Следующий игрок должен назвать город, начинающийся на последнюю букву предыдущего слова (например, «Архангельск»). Повторять города нельзя. Кто не может придумать слово — выбывает или теряет очко. 

Плюсы: 

Активность развивает память, словарный запас и ассоциативное мышление. Некоторые дети узнают и запоминают новые географические объекты, так что это познавательно. Выбор категории гибкий, то есть можно играть в города, имена, животные, фрукты и т.д. Для маленьких мальчиков и девочек это также хорошая практика алфавита.

Минусы:

Не подходит совсем для малышей. Они знают не так много, и не всегда могут понять, какая последняя буква. Периодически у игры может быть  «застой» из-за того, что на редкие буквы невозможно подобрать названия (например, й,ь,ы). Тогда лучше называть слово на предпоследнюю букву.

Придумай историю

Правила:

Один игрок начинает рассказ (говорит одно или два предложения). Следующий человек продолжает историю логически или абсурдно. Игра продолжается, пока история не завершится или не станет очень смешной.

Плюсы: 

Отличная игра в дорогу без интернета, так как развивает фантазию, креативное мышление и чувство юмора. Она интересна и детям, и взрослым — каждый может внести «свое безумие». В такой абсолютно творческой игре нет правильных или неправильных ответов.

Минусы:

Занятие может быть трудным для стеснительных детей или тех, кому сложно придумывать. Иногда бывает, что рассказ теряет смысл, особенно если участники не слушают друг друга. Маленькие дети могут уставать от долгих цепочек и терять нить истории.

Музыкальная угадайка

Правила:

Один из игроков напевает мелодию (или поет без слов) популярной песни, мелодии из мультиков, фильмов, рекламных роликов. Остальные участники угадывают, что это.

Плюсы: 

Весёлая, эмоциональная игра в дорогу без телефона. Она вызывает смех, развивает музыкальный слух, память и внимание. Можно адаптировать под возраст и, например, напевать известные мультяшные песни малышам, а современные хиты — подросткам.

Минусы:

Не каждый любит петь или может точно воспроизвести мелодию. К тому же, это довольно шумная игра, и некоторым водителям может мешать. Занятие не очень актуально без знания общих песен, так как дети могут не знать треки, которые любят родители.

Найди предмет по описанию

Правила:

Ведущий описывает предмет, который он видит (или представляет), не называя его напрямую и не используя однокоренные слова. Например, «Оно высокое, зеленое, стоит на обочине и машет на ветру» (елка). Можно чередовать реальные предметы вокруг и объекты из воображения. Другие участники угадывают, что это за предмет. 

Плюсы: 

Занятие развивает наблюдательность, устную речь и умение описывать.

Игра подходит для разных возрастов: с малышами — простые описания, со старшими — более сложные. Более того, она учит детей точности и терпению в подборе слов.

Минусы:

Играть может быть сложно в условиях плохой видимости. Иногда описания слишком общие и размытые или наоборот — слишком конкретные и очевидные.

Что бы ты выбрал?

Правила:

Один игрок задает альтернативный вопрос: «Что бы ты выбрал: А или Б?» Например, «Что бы ты выбрал: есть только мороженое или только суп всю жизнь?». Варианты могут быть странными и забавными. Остальные участники выбирают и объясняют, почему именно они предпочитают именно тот вариант.

Плюсы: 

Игра развивает воображение, навыки рассуждения и помогает понять личные предпочтения. Она открывает внутренний мир ребенка — можно узнать много неожиданного. Занятие подходит и малышам, и подросткам, а вопросы можно адаптировать. Так как игра разговорная, она хорошо занимает время в дороге и снижает стресс.

Минусы:

Некоторые дети быстро теряют интерес к занятию без активного вовлечения взрослых. Если кто-то настаивает на своем варианте, беседа может перерасти в  спор. Оригинальные вопросы сложно придумывать на ходу, поэтому для интересных бесед стоит немного подготовиться.

Словесное лото

Правила:

Для начала необходимо выбрать категорию (например, овощи/одежда/животные). Игроки по очереди называют слова из этой категории. Повторять слова нельзя. Тот, кому не удается назвать слово, или он повторяет за кем-то — выбывает или получает штраф. 

Плюсы: 

Активность развивает словарный запас и тематическое мышление. Она также подходит для командной игры или на выбывание. Можно варьировать сложность: от «цветов» до «инструментов». Это отличная тренировка памяти и внимания.

Минусы:

Маленьким детям может быть сложно с узко-специализированными или не очень распространенными категориями. Варианты довольно быстро исчерпываются. Периодически может возникнуть спор: входит ли слово в категорию (например, «авокадо» — фрукт или овощ?).

Знаменитость

Правила:

Ведущий загадывает какого-нибудь известного человека. Как альтернатива — можно загадать персонажа книги, фильма, компьютерной игры. Остальные участники задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не отгадает задуманного персонажа. Правила можно немного менять, например, ограничить количество вопросов, или, если совсем сложно догадаться, дать наводящие подсказки.

Плюсы: 

Такая игра развивает ассоциативное мышление, кругозор и логические связи.

Это полезно для знакомства с известными личностями и персонажами. Занятие подходит для семейной игры — взрослые и дети на равных.

Минусы:

Опять же, для малышей может оказаться непросто угадать персонажей, которых они не знают, поэтому лучше адаптировать игру под них. При недостаточно хороших подсказках, занятие может затянуться, а у игроков вероятно потеряется мотивация играть.

Игры с бумагой

Крестики-нолики

Правила:

Популярная и небезызвестная игра, в которой нужно нарисовать сетку 3×3. Игроки по очереди ставят «X» и «O». Кто первым составит линию из трех символов по горизонтали, вертикали или диагонали — побеждает.

Плюсы: 

Очень простая активность, и подходит для всех возрастов. Она подходит для всех возрастов, плюс, для игры требуется всего пара ручек или карандашей и маленький блокнот. Можно играть десятки раундов.

Минусы:

Игра довольно быстро приедается и становится не очень интересной. При равных силах часто возникает ничья.

Поле чудес

Правила:

Один человек загадывает слово и рисует пустые клеточки, равные по количеству букв. Остальные участники по очереди угадывают буквы, а ведущий вписывает их в пустые клетки. За каждую угаданную букву начисляются очки. Побеждает тот, кому удается угадать слово, или тот, кто наберет больше очков. Также можно скорректировать правила и усложнить игру — например, загадать слово на иностранном языке, при условия, что все знают этот язык.

Плюсы: 

Занятие развивает словарный запас, а также тренирует память. Игра достаточно азартная, и ее легко адаптировать под любой возраст. Малыши повторяют алфавит и буквы, а если игра на иностранном языке, то участники также тренируют лексику.

Минусы:

Загадки могут быть либо слишком сложными, либо слишком простыми. Кроме того, нужно следить за очками вручную.

Слова из слова

Правила:

В начале игры выбирается одно длинное слово, минимум 7–10 букв. Задача игроков — составить из букв этого слова как можно больше других слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове, а использовать имена собственные запрещено. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Плюсы: 

Игра развивает словарный запас и позволяет вспомнить забытые лексические единицы.  Также она подходит детям от 6 лет и взрослым, а по времени может длиться довольно долго. Активность не требует подготовки, так как нужны 

только ручка и бумага.

Минусы:

Дошкольники и младшие школьники имеют менее богатый словарный запас, поэтому составлять слова может быть трудно. Для кого-то эта игра имеет «учебную» направленность, поэтому ребенок может быстро устать. Редко, но возникают конфликты из-за того, что кому-то неизвестно озвученное слово.

Балда

Правила:

Рисуется игровое поле — сетка 5×5 клеток. В центр вписывается пятибуквенное слово, например, «мосты». Игроки по очереди добавляют одну букву в любую свободную клетку, по горизонтали или вертикали, чтобы получилось новое слово из 3 и более букв. Новое слово должно проходить через добавленную букву и пересекаться с уже существующими буквами. За каждое слово начисляются очки — обычно по количеству букв. Побеждает тот, кто наберет больше очков.

Плюсы: 

Такое занятие развивает мышление и стратегию. Участники отлично тренируют лексику, память и правила орфографии. Игра расширяет словарный запас. Она интересна и взрослым, и детям от 7–8 лет. Каждая игра начинается с нового слова, поэтому активность разнообразная и нескучная.

Минусы:

Сложная деятельность для младших детей, так как нужно уметь читать, писать и быстро находить буквы на поле. Также, требуется аккуратность в ведении поля, ведь если писать небрежно, можно запутаться, потерять смысл слов.

Интернет-игры в дорогу

Wordle (Вордли)

Правила:

Требуется угадать загаданное слово из 5 букв за 6 попыток. При каждом ответе некоторые буквы подсвечиваются цветом: буква на месте — зеленый цвет, буква есть но не там — желтый цвет, буква отсутствует в слове — серый цвет.

Плюсы: 

Игра развивает словарный запас, особенно у детей школьного возраста. Она тренирует логическое мышление, так как приходится анализировать предыдущие попытки. Без рекламы, насилия, шума — идеально для детей и взрослых.

Минусы:

В игре есть ограничение — одно слово появляется каждый день. То есть после одной попытки придется ждать до следующего дня. Если игрок не угадывает слово, это может вызывать раздражение. Это одиночная игра, вместе не получится отгадывать слово.

 Heads up! или Слова на лбу

Правила:

Познавательная игра в дорогу на телефон. Один игрок держит смартфон на лбу экраном к другим участникам, на котором появляется слово или изображение. Остальные игроки объясняют или показывают это слово жестами, а держащий устройство должен угадать его до истечения времени (обычно 60 секунд). Когда слово угадано, игрок наклоняет голову вперед (телефон распознает это как «правильно»). Если не знает — наклоняет назад, чтобы «пропустить ход».

Плюсы: 

Это очень веселое и активное занятие. Смеются все — и объясняющие, и угадывающий. В такой деятельности тренируются речь, понимание, мимика, пантомима, креативность. Все учатся формулировать понятия иначе и давать подсказки разными способами. Игра подходит для всей семьи.

Минусы:

Словесные подсказки, смех, обсуждения — повышенный шум в машине. Такая атмосфера может отвлекать водителя. К тому же, когда все пристегнуты, показывать что-то и держать устройство может быть не очень комфортно.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments