«Это невозможно выучить!» — этот крик души нередко вырывается у детей. Запоминать информацию действительно сложно и, как бы не хотелось взрослым думать иначе, они тоже способны запомнить не так уж много. Почему? Потому что память, как и тело, нужно тренировать.
В этой статье:
Тренируйтесь вместе с ребенкомЧто делать, если запоминать больше информации нужно уже сейчас?Как же улучшить взрослую и детскую память? И что нужно делать, чтобы запоминать больше и качественнее? Попробуем разобраться в этой статье.
Тренируйтесь вместе с ребенком
Существуют сотни упражнений для тренировки памяти. Их можно комбинировать, менять и совершенствовать. Главное, заниматься регулярно в течение хотя бы 4-6 месяцев – так вы точно заметите результат. Чтобы не забросить тренировки раньше времени используйте уловки: соревнуйтесь, раз в месяц сравнивайте результаты, подбирайте новые упражнения или «тренажерный зал» в виде специальных платформ и онлайн-игр.
[aligned-text align=»right»]
Превратите любое занятие в игру с помощью нашего шаблона.
[/aligned-text]
Мы подобрали четыре упражнения, с которых можно начать. Используйте их вместе с ребенком, тренируйтесь, выбирайте те, которые нравятся больше всего, и постепенно добавляйте к ним новые.
Упражнение 1. Начнем с простого – пирамиды из чисел. Запоминать и записывать ее можно построчно, по две-три строки или целиком. Начните с одной строки, потом увеличивайте нагрузку – запоминайте по три ряда, когда и это начнет казаться простым – заучивайте и фиксируйте ее целиком.
Еще один способ добавить сложности заданию – уменьшать время на просмотр пирамиды. Начинать можно с 15 секунд на одну строку, а закончить 30 секундами на всю пирамиду.
Цифры в пирамиде можно и нужно менять. Если вы заучиваете числа вдвоем с ребенком, то привлеките к упражнению папу – пусть он напишет для вас новые цифры. Так у вас с подростком будут равные шансы обыграть друг друга.
Упражнение 2. Запоминать можно не только цифры, но и слова. Возьмите список рандомных слов (их можно сгенерировать с помощью какого-нибудь сайта, а можно с помощью папы), запоминайте в течение 30-60 секунд и записывайте на листе бумаге (желательно в правильном порядке). Чтобы усложнить задачу, возьмите больше слов. Начинайте с 9, а дальше прибавляйте по 3 примерно раз в месяц. Хороший результат – 24 слова за минуту.
Запоминать слова сложнее, чем цифры, поэтому вы можете облегчать себе задачу с помощью специальных методов запоминания. Например, метода «кто→что→с кем». Эти три простых вопроса объединяют слова в небольшие группы, и вы можете запомнить больше.
Упражнение 3. Найдите в комнате какой-нибудь предмет. Например, вазу, картину или фотографию. Смотрите на него в течение минуты и старайтесь запомнить как можно больше его характеристик. После запишите их на листочке и сравните результат. Победит тот, кто запомнит как можно больше качеств предмета.
Если со временем вам станет скучно, то берите больше предметов и меньше времени.
Упражнение 4. Вам понадобятся спички или карандаши. Разложите их на столе, сфотографируйте и дайте ребенку смотреть на них в течение 30 секунд. После этого перемешайте предметы. Подростку нужно будет разложить предметы в правильном порядке. После удачной (или неудачной) попытки, ребенок должен сделать то же самое для вас: разложить карандаши или спички, сфотографировать и дать вам время на запоминание. Повторяйте упражнение по три раза.
Начинайте с пяти предметов на столе, со временем увеличивайте их количество.
[aligned-text align=»right»] Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения и дополнительные материалы к ним в одном файле. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать память.
[/aligned-text]
Что делать, если запоминать больше информации нужно уже сейчас?
Тренировка памяти – дело долгое. Пока подросток добьется первых результатов, пройдет не один месяц. Что делать, если запоминать больше нужно уже сейчас? Научите ребенка правильно подходить к этому процессу.
Не запоминайте всё сразу
Мы подсознательно боимся больших текстов. Если материал не разбит на пункты или блоки, то нам сразу же кажется нереальным его выучить/прочитать/освоить. Поэтому любой материал нужно делить. Причем не только визуально, но и во времени.
Если это книга, то ребенок не прочитает ее за один день – это нереально, если он не читаете по 5 тысяч слов в минуту или не собирается провести сутки без еды и сна. Чтобы и прочитать, и усвоить информацию, выделить на чтение книги нужно хотя бы неделю. Может быть часок и на повторение останется.
Если нужно выучить параграф или материал из 5-10 страниц, то времени на чтение уйдет гораздо меньше. Но чтобы запомнить и сохранить его в памяти, советуем сделать это хотя бы за шесть дней. В следующем пункте объясним почему.
Правильно повторяйте
В книге «Вспомнить все» Артур Думчев предлагает следующий план повторений:
- Сразу после запоминания;
- Через 20 минут;
- Через день;
- Через две недели;
- Через два месяца.
Этих пяти шагов достаточно для эффективного и долгосрочного запоминания информации. Если нужно выучить что-то к экзамену, то начинать лучше заранее. Через два месяца необходимая информация осядет в вашей голове.
Если момент упущен, и до экзамена неделя, то пользуйтесь схемой из четырех шагов:
- Сразу после запоминания;
- Через 20 минут;
- Через день;
- Через шесть дней.
По мнению психологов, результат такого запоминания будет таким же, как если бы ребенок повторял текст каждый день.
Конспектируйте информацию от руки
[aligned-text align=»right»]
Авторы книги «Я люблю русский язык» предлагают переписывать от руки классические произведения. Если заниматься этим каждый день в течение 15 минут, грамотнее станет и ребенок, и взрослый.
[/aligned-text]
Конспект — хороший способ потренировать память и внимание. Когда мы пишем, мозг как бы сокращает данные и позволяет нам запоминать больше, чем когда мы печатаем на телефоне или макбуке.
Конечно, можно воодушевиться и переписывать целые параграфы. Это будет полезно, но слишком энергозатратно. Лучше научить подростка составлять конспекты. Можно выписывать только значимые имена и даты, зарисовывать суть отдельных абзацев, превратить информацию в комикс или визуальный конспект. Метод зависит только от возможностей ребенка: творческих, временных, физических.
Не навязывайте ребенку тот или иной способ конспектировать информацию. предложите попробовать все, а дальше он выберет самый удобный. Главное, чтобы он совмещал работу мозга и рук.
Рассказывайте друг другу
Если рассказывать кому-то информацию, которую вы недавно узнали, то она с большей вероятностью останется в вашей памяти – это доказано не одним исследованием.
Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил что-то лучше, попросите его рассказать об этом вам. Вы можете послушать что-то про Атлантический океан или таблицу Менделеева, но круче всего этот метод сработает в литературе. Ребенок может делиться мыслями о прочитанном произведении, а потом с легкостью рассказывать о нем и на уроках.
Вы можете даже превратить это в семейную игру. Делитесь с ребенком мнением о книгах, которые вы прочитали, а он пусть рассказывает о своих. Главное в этом деле – искренний интерес друг к другу.