ЕГЭ по русскому языку в 2025 году в очередной раз изменился. Объясняем, как писать комментарий на ЕГЭ: какие слова нельзя использовать, какая у комментария структура и сколько баллов можно за него получить. В конце статьи бонус — комментарий ученицы, получившей 100 баллов.
В этой статье:
Как изменилось сочинение в ЕГЭ по русскому языку в 2025 годуКак писать комментарий в сочинении на ЕГЭКакие клише использоватьМифы, как писать комментарий на ЕГЭКомментарий на ЕГЭ: пример от стобалльницыСочинение — самое дорогое задание ЕГЭ по русскому, и каждую его часть нужно писать строго в соответствии с критериями оценивания. Чтобы не потерять драгоценные баллы и взять максимум за сочинение, приходите тренироваться на курсы в MAXIMUM Education. Вы узнаете, какая у сочинения структура, как верно находить проблему и не допускать типичных ошибок. Места в группах еще есть!
Как изменилось сочинение в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
В этому году сочинение претерпело серьезное изменение — самому формулировать проблему текста больше не надо! Теперь она дается в условии задания 27.
Поскольку искать проблему самому больше не нужно, при подготовке еще больше внимания стоит уделить формулировке позиции автора и своему комментарию этой позиции. Разберемся, как это сделать, чтобы забрать 3 первичных балла.
Как писать комментарий в сочинении на ЕГЭ
Основные компоненты комментария:
- Пример из текста, важный для понимания проблемы: конкретное предложение, цитата.
- Анализ примера: что автор хотел этим сказать, на какие мысли наталкивает, к чему призывает.
- Второй пример из текста.
- Анализ второго примера.
- Смысловая связь между примерами и ее анализ. Например, они противопоставлены? первый дополняет второй? второй — вывод из первого?
Если все 5 пунктов присутствуют в работе, сдающий получает 3 максимальных балла за критерий К2.
Вот как разбиваются баллы в критерии:
3 балла — позиция автора дана с опорой на текст из КИМ; приведены 2 примера-иллюстрации из текста с пояснениями; указана и объяснена смысловая связка между примерами.
2 балла — смысловая связь между примерами не дана, дана неверно, указана без пояснения, пояснение неверное.
1 балл — приведен только один пример из текста с пояснением.
Видите, как важно приводить примеры, называть связку между ними и анализировать ее. Нельзя провести анализ связи, забыв ее указать, а вот написать связь без анализа можно — тогда вы потеряете балл.
Комментарий должен быть объемным и подробным. Допустим небольшой пересказ, особенно если вы пишете сочинение по художественному тексту, но не увлекайтесь. Каждый пример должен быть раскрыт и проанализирован.
Какие клише использовать
Фразы для обозначения проблемы и отношения к ней автора:
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать такие клише:
- Тем самым автор хочет донести до читателей…
- Таким образом, писатель призывает нас…
- Это показывает, как важно…
- Этот пример дает нам понять…
Анализ смысловой связи можно оформить так:
- Анализируя смысловую связь между двумя примерами, мы видим, что автор противопоставляет их, чтобы показать…
Мифы, как писать комментарий на ЕГЭ
Вокруг комментария ходит много легенд и мифов. В интернете можно найти множество клише для «идеального» комментария, за который на самом деле поставят не выше одного балла. Развеем основные мифы вокруг комментария.
Миф 1. Нужно писать про актуальность
Многие выпускники, оформляя комментарий, используют клише про актуальность и злободневность проблемы. Вот пара примеров из интернета:
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Автор затрагивает злободневную проблему, которая никого не может оставить равнодушной. Она в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
Данная проблема затрагивает глубинные струны души читателя. Действительно, проблема очень серьезная. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах общественной жизни.
На самом деле это не комментарий: эксперт увидит здесь только воду и общие фразы. Никогда не пишите в сочинении по русскому языку про актуальность проблемы — этого слова вообще не должно быть в вашем тексте. Все проблемы, поставленные в текстах ЕГЭ, и так актуальны. Значит, проблему любого текста можно назвать злободневной. Значит, подобные фразы не несут в себе никакой ценности, а будут только раздражать эксперта.
Миф 2. Можно списать комментарий из задания про средства выразительности
Пример комментария из cети:
Автор использует метафоры и эпитеты во втором абзаце, чтобы передать всю глубину чувств, которые главный герой испытывает к своей малой родине.
Если в комментарии вы начнете анализировать эпитеты, метафоры и другие средства выразительности, будьте уверены, что потеряете баллы. А если решите переписать текст рецензии — это гарантированный ноль, ведь рецензии лежат перед глазами у проверяющих.
Миф 3. В комментарии нельзя писать номера предложений
В комментарии можно и даже нужно писать номера предложений, чтобы проверяющий увидел четкие отсылки к тексту. Вот как можно оформлять примеры:
- Цитаты из предложений. Автор говорит: «…».
- Косвенная речь. Автор говорит, что…
- Номера предложений. Автор говорит о… (предложение 31).
- Автор заставляет нас задуматься…
- Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
- В тексте противопоставлены…
- Автор приводит пример / делает акцент на…
По факту вы анализируете, что делает автор, чтобы донести до читателя суть проблемы, заставить прочувствовать ее важность.
Комментарий на ЕГЭ: пример от стобалльницы
Выкладываем для вас скриншот из реального сочинения нашей ученицы, которая сдала экзамен на 100 баллов. Смело берите его структуру за пример комментария на ЕГЭ!
Других секретов в написании нового комментария нет. Остальное — дело практики. Используйте перечисленные принципы и клише и много практикуйтесь, чтобы написать образцовый комментарий и получить за него 3 максимальных балла.
Помогут вам в этом курсы подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education. На них вы набьете руку на вопросах образца ЕГЭ, закроете пробелы в знаниях и получите лайфхаки решения других заданий. Наши преподаватели сами сдали экзамен на 80+ баллов и отлично в нем разбираются, поэтому помогут вам заработать максимальные баллы!
Первый пример-иллюстрация у меня вызвал вопросы. Легкомысленно,сильные переживания, остальных товарищей и тут же будущее. Неужели 100 б.?
Большое спасибо!
Добрый день! Меня мучает один вопрос: можно ли писать в комментарии, что автор рассказывает про собственный жизненный опыт, или же лучше написать, что автор описывает случай из жизни рассказчика? Ведь мы не можем однозначно сделать вывод о том, о ком идёт речь в тексте: о самом авторе или о вымышленном персонаже. Вот текст, вызвавший у меня этот вопрос: (1)Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. (3)Двенадцатого… Показать ещё