Недавно мы говорили о том, каким учителем не нужно быть, рассказывали ситуации из жизни реальных людей. Эта тема попала в точку: люди начали делиться своими историями о несправедливом отношении учителей, бурно обсуждать, спорить. Всё это говорит о том, что такая проблема действительно есть, она живая, актуальная, и нельзя от неё отворачиваться.
Но было бы не совсем справедливо рассказывать только о плохих учителях. Ведь иногда делают учебный процесс невыносимым вовсе не они.
Зачастую именно ученики нарушают дисциплину, ленятся, не хотят учиться и мешают учиться другим.
Можно долго спорить о том, что у хорошего учителя и дисциплина хорошая, что ученики ведут себя так, потому что учитель не смог заинтересовать и т.д.
Но сегодня я расскажу несколько историй, которые показывают, что в неуспехах ученика порой виноват действительно он сам. Каким учеником НЕ нужно быть и как НЕ нужно вести себя на уроках? Итак, начнём.
«Я заплатила деньги, почему я должна что-то учить!?»
Каждый учитель (если речь идёт не о людях из предыдущей статьи) желает своим ученикам добра, готов помочь, даже если это требует дополнительных усилий, времени и подготовки.
Но иногда бывают ситуации, когда люди забывают, что в процессе обучения участвуют двое: учитель и ученик, причем большая часть ответственности лежит на втором.
К моему коллеге на курс по истории записалась девочка: хорошая, способная, собиралась на юридический. Ходила на уроки сначала бодренько, потом всё чаще приходила неподготовленная. Преподаватель забил тревогу, вызвал ученицу на личную беседу, чтобы узнать, в чем дело, что случилось, хотел как-то помочь ей.
Что же она ответила? Заявила, что вообще не понимает, почему ей на дом дают задания, почему она должна выполнять задания до уроков и вообще что-то делать. «Я вообще-то деньги заплатила не для того, чтобы вы мне на дом давали теорию учить!»
Я вспоминаю эту историю, и мне становится не по себе. Учителя давно говорят, что образование превратилось в услугу, которую покупают и продают. И учитель в глазах ученика перестаёт быть наставником, который делится мудростью, учит учиться. В их понимании курсы подготовки к ЕГЭ – это что-то типа «Убера» или «Деливери клаб». Я тебе плачу, а ты должен довезти меня до дома, сделать мне поесть, сдать за меня ЕГЭ, выучить за меня теорию, либо сделать так, чтобы я всё понял, не прилагая усилий.
Но так, к сожалению, не бывает. Я с грустью думаю о том, что будет с этой девочкой, когда она поступит в вуз. Вряд ли она сдаст ЕГЭ настолько хорошо, чтобы пройти на бюджет, учитывая её желание учиться. Она пойдёт на платное и будет ругаться с профессорами:
«Я заплатила за учёбу, ставьте мне зачёт!» ???
Друзья, помните, что образование в вузе – это 80% самообразование. Никто не будет вас контролировать, разжёвывать материал, объяснять по сто раз. Понял-не понял – неважно, на экзамене увидимся. Не сдал? Отчисление.
Преподаватель должен научить вас самостоятельно работать с материалом, находить информацию, быстро и эффективно её запоминать. Преподаватель помогает, а не делает всё за вас.
«А чё вы мне сделаете?»
Вторая история произошла в обычной общеобразовательной школе, мне рассказала её коллега, которая не проработала там и двух лет. Она была максимально замотивированная молодая учительница, закончила вуз и мечтала работать с детьми.
Придя в школу учителем математики, она сразу получила много классов и часов. В одном классе учился сын то ли директора, то ли министра, в общем, важного человека в сфере образования. И он, увидев молодую учительницу, начал систематически её изводить: опаздывать на занятия, ходить по классу, включать музыку, обращаться на «ты», огрызаться. На все замечания – лишь ухмылка и «а чё вы мне сделаете?»
«а чё вы мне сделаете?»
Учительница не сдавалась: она помнила правило, которому учат в педвузе, что нет плохих учеников, просто к каждому нужно найти свой подход. Проводила беседы, старалась быть и строгой, и дружелюбной, но ситуация усугублялась: манеру поведения этого парня начали перенимать и другие одноклассники.
Видя, что ситуация выходит из-под контроля, она обратилась к коллегам, а потом к директору. Но он, не желая конфликтовать с важным человеком, только отмахивался: «Хаха, ну видимо, вы понравились мальчику, ну что вы устраиваете, скоро пройдёт!»
Выхода не было, девушка написала заявление на увольнение.
Из-за одного ученика класс и школа лишились талантливого педагога.
«Вы не имеете права!»
Ситуация такова, что у учителя всё больше обязанностей и всё меньше прав. И ученики этим активно пользуются. Про то, что у них тоже есть обязанности, они забывают.
Учителя школ в последнее время всё чаще слышат фразу:
«Вы не имеете права!»
Не имеете права выгонять ученика с урока. Не имеете права забрать у ученика телефон. Не имеете права поставить «двойку». Не имеете права повышать голос.
Недавно одна моя коллега решила провести в школе пробник по русскому языку. Нашла хороший вариант, распечатала бланки, сделала всё так, чтобы процедура была максимально похожа на реальный ЕГЭ, пришла в свой выходной в школу, чтобы дать возможность ребятам потренироваться. Но один ученик всё время вертелся, задавал вопросы одноклассникам, всех отвлекал, а потом достал телефон и начал что-то гуглить. Разумеется, учитель забрала работу и отправила мальчика домой. На следующий день он пришёл с мамой на разборки, почему учитель не даёт ребёнку готовиться к ЕГЭ.
Хотела сделать лучше для своих же учеников, в итоге сама осталась виновата.
К сожалению, многие ребята не понимают, что учителя, которые любят свою работу, готовятся к уроку, продумывают его ход, стараются сделать его интересным и познавательным, а в итоге видят болтающих друг с другом либо сидящих в телефоне учеников.
И многие учителя приходят к выводу, что при доброжелательном, человеческом отношении дети садятся на шею, переходят все возможные границы, и вести урок становится невозможно. В итоге приходится менять отношение в худшую сторону, возводить неприступную стену, становиться жестким и строгим.
Чтобы этого не произошло, нужно желание обеих сторон: ученики должны уважительно относиться к учителю, а учитель – к ученикам. Хочется верить, что однажды нам не придётся выбирать между добрыми отношениями с учениками и качественным уроком.
И помните о золотом правиле: относись людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.