Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как работает ментальная арифметика и в чем ее польза для школьников

23.06.2024 Обновлено 24.06.2024 91
Редакция
Материал создан общими усилиями нашей команды

Счет в уме заставляет наш мозг задействовать оба полушария, что положительно сказывается на развитии интеллекта. Но как давно вы считали не на калькуляторе? Попробуйте устно сложить числа 97, 85, 113, 736 — задача не из легких, верно? А для человека, который освоил законы ментальной арифметики, этот пример покажется простым. Давайте разберемся, что это такое — ментальная арифметика, откуда она взялась, в чем плюсы этой методики для школьников и есть ли недостатки.

В этой статье:

Расшифровка терминаКак появилась методикаКому подойдет способОсобенности обученияВ чем польза для детейПреимущества и недостатки ментальной арифметикиКак научиться всему дома
Ментальная арифметика

Расшифровка термина

Ментальная математика — это методика, которая позволяет научиться быстро и точно считать в уме большие числа, а также программа занятий, развивающая интеллект и мелкую моторику рук.

Метод счета основан на азиатской технологии вычислений с применением специального механического инструмента — абакуса, или соробана. Когда ребенок научится считать на абакусе, он сможет делать вычисления в уме: вычитание, сложение, умножение, деление.

Ментальная математика
Внешне абакус напоминает знакомые всем счеты

Занятия по этой методике охватывают комплекс упражнений на устный счет и внимательность, развитие логического мышления, умение концентрироваться. Кроме того, счеты хорошо развивают моторику пальцев.

А еще программа помогает развить творческое и критическое мышление, увеличить скорость поиска и обработки информации. Изучать эту методику могут не только дети, но и взрослые.

Как появилась методика

Возраст ментальной математики — более 5000 лет. Она зародилась в Китае, где была изобретена первая «счетная машинка» — доска с обозначениями и песком, разделенными на определенное количество строк. Подобные инструменты использовали древние египтяне, греки, римляне и индийцы, только у этих народов песок заменили камни, косточки плодовых деревьев, ракушки. 

Веками «счетные машинки» совершенствовались и стали прототипом современных счетов. Однако с появлением электронно-вычислительных машин, калькуляторов и компьютеров всё изменилось.

В 1993 году в Турции вновь стали возрождать ментальный метод вычислений. Постепенно этот способ учить детей считать стал настолько популярным, что его внесли в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Например, в Китае ментальная арифметика — обязательная часть образовательной программы.

Кому подойдет способ

Мыслительные процессы активизируют мозг, что приводит к появлению новых нейронных связей. Чем больше связей, тем лучше для развития интеллекта. Также считается, что образование нейронов не позволяет нашему мозгу стареть.

У человека мозговые клетки активно формируются в возрасте от 4 до 16 лет. Этот период оптимален для освоения азиатской методики вычисления. Можно научиться и после 16 лет, но придется потратить больше времени.

Вот чем полезна ментальная арифметика для детей:

  • Поможет ребятам, которые не проявляют интереса к точным наукам или боятся изучать их из-за неуверенности. Решая задачки по новому методу, ребенок увлечется процессом, ведь не придется зубрить или выслушивать монотонные лекции. Здесь нужно проявлять логику, смекалку, внимательность, а в руках вместо ручки и бумаги —  специальный инструмент для счета.
  • Научит детей быстро считать в уме, придаст уверенности в собственных силах. Ребенок перестанет бояться отвечать у доски или делать ошибки, сможет улучшить оценки в школе.

Особенности обучения

Занятия проводятся по структурированной программе с использованием специального вычислительного инструмента. Обучение проходит в два этапа:

  1. Ментальная арифметика начинается с изучения, как работает абакус. Дети знакомятся с вычислительным инструментом, выполняют упражнения, которые помогают развить одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга, а также мелкую моторику пальцев. Абакус способствует увеличению скорости мышления. Ребенок становится более усидчивым, внимательным к деталям. Также развивается концентрация, логическое, пространственное, творческое мышление. На этом этапе дети изучают правильную технику счета с помощью азиатских счетов: сложение, вычитание, умножение, деление.
  2. После освоения счетного инструмента дети начинают выполнять упражнения на образные, или ментальные, вычисления. Это значит, что ребенок не использует физический инструмент, а представляет абакус в уме — визуализирует ментальную карту и проводит образные операции с бусинами без представления чисел.

Опыт, который получают дети после освоения этого метода, остается с ними на всю жизнь: быстрые вычисления, концентрация, внимательность, возможность визуализировать любую информацию.

В чем польза для детей

Для чего нужна ментальная арифметика детям? Разберемся с этим вопросом подробнее.

  • Для развития творческих способностей. За творчество отвечает правое полушарие мозга. В обычной школе образовательные программы построены так, что задействуют только левое полушарие, поэтому креативность уходит на второй план. Ментальная арифметика помогает одновременно развивать оба полушария: умение визуализировать, анализировать, пространственно и логически мыслить.
  • Чтобы полюбить математику. Когда ребенок учится через игры, проходит квесты, выполняет нескучные упражнения, учебный процесс становится занимательным, вырабатывается любовь к предмету. Ученик начинает понимать, для чего ему нужна математика.
  • Способ победить рассеянность. Научиться ментальному счету можно только через концентрацию. Это позволяет выработать усидчивость, стать внимательнее.
  • Для развития визуально-пространственного мышления. Образные вычисления требуют держать в уме не только определенные правила, но и образы. Однако эта информация легкая для запоминания, поэтому не перегружает детский мозг, а учит играть с воображением.
  • Для тренировки памяти. Во время обучения дети работают с образами, запоминают ментальные карты, алгоритмы действий. Все это делается в спокойной обстановке, что только ускоряет процесс запоминания, развивает краткосрочную, долгосрочную и зрительную память.
  • Чтобы научиться ориентироваться в потоке информации. Работая с абакусом, необходимо выполнять одновременно несколько операций. Для этого необходим высокий уровень концентрации, так как все действия должны быть согласованными. В будущем эти навыки помогут школьнику справляться со стрессом на проверочных работах и экзаменах, когда приходится перерабатывать много информации, перескакивать с одной темы на другую.

А еще у детей развиваются нематематические навыки: умение доводить дело до конца, стремление к победе, уверенность. Образный счет положительно сказывается и на получении новых знаний: изучении иностранных языков, чтении, письме, рисовании. 

Наконец, прививается любовь к учебе. Школьник перестает бояться сложных заданий, снижается уровень стресса, исчезает скука и апатия во время занятий.

Преимущества и недостатки ментальной арифметики

У ментальной арифметики есть как плюсы, так и минусы — мы отметили их в таблице.

ДостоинстваНедостатки
• Увеличение скорости счета в уме. При этом ребенок может делать вычисления разного уровня сложности.
• Развитие усидчивости, внимательности, концентрации, памяти, логического мышления.
• Развитие мелкой моторики пальцев.
• Улучшение навыков визуализации.
• У ребенка появляется уверенность в собственных силах, он перестает бояться делать ошибки, появляется любовь к точным наукам, развиваются творческие способности
• Возрастные ограничения. Оптимальный возраст — от 4 до 16 лет. Считается, что чем старше ученик, тем сложнее ему научиться образному счету. В старшем возрасте, когда уже сформировано основное представление о математических вычислениях, будет развиваться логика и память, а вот скорость счета и образное мышление — вряд ли.
• Возникновение стрессовой ситуации из-за того, что в обычной школе преподают по другой программе.
• Возможен обратный эффект из-за перегрузки, поэтому при отработке новых навыков детям следует полноценно отдыхать

Как научиться всему дома

Домашнее обучение вполне допустимо для ментальной арифметики. В интернете много уроков на эту тему: понадобится 20–30 минут в день, готовая программа, которую можно скачать в сети, рабочие тетради и абакус.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments