— Мой ребенок никак не может определиться с будущей профессией, как быть?
— Не волнуйтесь, у него просто не созрели лобные доли.
Нередко среди коллег мы встречаем утверждение, что еще не созревшие лобные доли мешают подросткам делать осознанный выбор. Если вы встретили такого психолога, знайте, перед вами малообразованный профан, который попросту не умеет работать с подростками и оправдывает промахи своей работы физиологическим несовершенством подопечных. Рассказываем, что нужно, чтобы школьник смог самостоятельно определиться с профессией.
Чтобы окончательно развеять вредный миф, попробуем помыслить в его логике: если бы невозможность делать осознанный выбор была обусловлена физиологическими особенностями подросткового возраста, то к 17 годам (то есть с наступлением юношеского возраста) эта проблема должна была бы уходить.
В реальности мы наблюдаем совершенно иную картину: ребята, не занимавшиеся вопросом выбора профессии в подростковом возрасте, к моменту окончания школы оказываются в настоящем кризисе. Многие из них также неосознанно поступают в институты, чтобы отсрочить время принятия решения, и выбирать профессию им приходится уже после окончания вуза, когда становится ясно, что выбранная специальность — это совсем не то, о чем они мечтали.
Более того, многие взрослые люди порой оказываются совершенно растерянными, если по какой-то причине им необходимо выбирать или менять профессиональную деятельность. А ведь их лобные доли, кажется, созрели уже давно.
Чтобы определиться с профессией, человек должен иметь навык выбирать
То есть прислушиваться к себе, понимая, что ему больше нужно в данный момент в этой ситуации. Если ребенок растет в классическом «Закрой рот и ешь суп», вряд ли у него этот навык сформируется, и даже простой вопрос, вроде «какой цвет ты больше любишь», будет ставить его в тупик.
Как часто мы даем нашим детям право выбирать? Что ты будешь сегодня на завтрак? Как проведем выходные? Какие обои поклеим в твоей комнате? Если с детства давать ребенку возможность выбора, в дальнейшем он будет относиться к подобным ситуациям спокойно или даже радостно, потому что он будет знать — сделанный им самим выбор улучшает его жизнь.
Вы можете обратиться с ребенком в учебный центр MAXIMUM: вместе со специалистом пройти бесплатно полный тест по профориентации и разобрать его. Также ежемесячно по выходным доступны мастер-классы для старшеклассников и их родителей.
Человек должен понимать, из чего он выбирает
Огорчаетесь, почему ребенок по вашему совету не выбирает экономику? А что он знает про экономику кроме того, что нужно целыми днями в офисе сидеть за компьютером? Это как-то не очень вдохновляет. Пытаясь выбрать среди направлений, о которых нет конкретного представления, подростки чувствуют себя слепыми котятами.
Недавний пример из практики:
— Я хочу, чтобы моя дочь занималась экономикой, а она не хочет. Я даже организовал ей стажировку на 2 месяца летом в своей компании, но это ничего не дало.
— А что она делала во время стажировки?
— Документы ксерокопировала, перепечатывала что-то, в общем, обычная секретарская работа.
— И после этого она не полюбила экономику?
— Но не могу же я доверить ей серьезные задачи, там нужен профессионализм, а она школьница.
Необязательно доверять серьезные задачи, но можно давать профессиональные задания, через которые подросток сможет почувствовать специфику самой профессии. Например, предложить ему сделать ТЭО для проекта, который его вдохновляет. Любит музыку? Отлично, будет сделает ТЭО для концерта любимой группы в своем городе. Естественно, стоит предварительно рассказать, что такое ТЭО и как его делать. И обязательно дать обратную связь после выполнения работы. Еще круче — дать задание, которое реально нужно вашей компании. Это займет у вас больше времени, но и результат будет значительнее.
На подростков большое влияние в выборе профессии оказывает история их личного успеха: как правило, они выбирают те области, в которых им было интересно и у них что-то получалось. Проблема в том, что школа и остальная жизнь очень оторванны друг от друга, и школьные достижения часто бывает непросто соотнести с профессиональными навыками, необходимыми в работе.
Поэтому в детском и подростковом возрасте родителям важно создавать для подростков ситуации, где они могли бы получить разнообразный опыт и добиться успехов в различных направлениях.