Мне уже давно за двадцать, но мультики Pixar по-прежнему помогают мне отвлечься и снизить уровень тревоги. Узнала у психолога Ольгой Красновой и преподавательницы русского языка и литературы Ольги Моисеевой, почему эти мультфильмы вызывают неподдельный интерес как у детей, так и у взрослых.
В этой статье:
Ну, во-первых, мультики Pixar очень красивые! Неужели мультики могут быть такими жизненными?Что нового предложил Pixar?Не все нам смотреть сказки про принцев и принцессPixar не держит детей за дураковМультики Pixar как мостик друг к другуНу, во-первых, мультики Pixar очень красивые!
Яркая солнечная захватывающая картинка, обаятельные персонажи и проникновенная музыка — все это не оставляет нам шанса не погрузиться в происходящее на экране с первых же минут. А еще Pixar отличается от других мультипликационных студий пристальным вниманием к деталям и дотошной и честной проработкой картинки и сюжета.
Поставьте как-нибудь мультик на паузу и присмотритесь к стоп-кадрам. Вы увидите, что прорисованы каждая ворсинка на одежде, каждый листочек на дереве, каждая морщинка на лице персонажа. Такое кропотливое воссоздание мира восхищает! И дает настолько реалистичную глубокую картинку, что веришь в происходящее на экране. Оно максимально похоже на настоящее.
Неужели мультики могут быть такими жизненными?
От картинки ко внутренней составляющей… Действительно, самое главное — истории, которые рассказывает Pixar. Их простота становится фирменным знаком компании. В их распоряжении — то, что кажется нам обыденным. Но вдруг при выборе того самого угла зрения, при подсвечивании нужного ракурса (привет, неслучайная настольная лампа из лого!) простые идеи и выводы вдруг становятся важным знанием и ценностью.
Психолог Ольга Краснова сравнивает мультфильмы Pixar c диснеевскими:
В отличие от тех же мультфильмов Disney, многие из которых, к слову, откровенно невротичные и где в основе архитипичные сюжеты из сказок, Pixar берет сюжеты, действительно близкие людям разного возраста, сюжеты жизненные. И учит, надо сказать, правильным вещам. Посыл мультиков очень здоровый. Герой проходит какой-то путь: обязательно идет развитие его личности, какие-то ценности у него опровергаются или, наоборот, подтверждаются. И они про хорошее. Про дружбу, любовь, про предназначение, про попытки все это вместе сочетать.
Что нового предложил Pixar?
Pixar позволил себе и явил нам мультики, которые в хорошем смысле стали для нас — зрителей — неожиданностью. Воссозданный мир вдруг предстал совсем не глянцевым и вылизанным, а живым и противоречивым. А чтобы покорить зрителя, персонажам необязательно быть симпатичными внешне. На первый план выходит их обаяние, уникальность, внутренний свет. В общем, все и правда как в жизни!
Не все нам смотреть сказки про принцев и принцесс
О жизненности историй Pixar рассуждает и Ольга Моисеева. Она преподает русский язык и литературу детям и подросткам в средней школе, и ей определенно нравится, что ее подопечные вырастают на этих фильмах:
Я думаю, мультфильмы Pixar интересны и взрослым, и школьникам, потому что они во многом отражают изменения, которые происходят в обществе, и показывают жизнь с самых разных сторон. Любовная линия как основа сюжета почти осталась в прошлом или, по крайней мере, теперь не так бросается в глаза. Мультики предлагают детям задуматься над поиском себя («Душа»), взрослением («Храбрая сердцем»), отношениями внутри семьи («Тайна Коко»), дружбой («Лука»), даже психологией («Головоломка»). Мне и по-человечески, и как педагогу нравится эта тенденция, потому что жизнь ведь и правда не сводится к романтическим отношениям. В ней есть много другого (не менее интересного), и будет здорово, если и эта часть будет репрезентирована в кино.
Pixar не держит детей за дураков
Pixar не боится совмещать в своих фильмах многочисленные сюжетные слои, которые дети смогут понять только тогда, когда станут старше. Их можно считать этакими мультфильмами «на вырост»: чем старше становишься, тем больше от них берешь.
Взрослые оказываются в более привилегированном положении: глубина сюжета и продуманность каждой детали им очевидна с первого просмотра. Но и к ним понимание того, насколько на самом деле круто это сделано, может прийти многим позже. Таким примером из своей жизни поделилась Ольга Краснова, рассказав о мультфильме «Тачки»:
Когда моему сыну было года три, он влюбился в «Тачки». «Молния» Маккуин прочно вошел в нашу жизни, а мультиком увлеклась вся семья. Мы с мужем-любителем машин, стали определять, какая из Тачек какой марки. Не смогли определить только Дока Хадсона и полезли гуглить. И меня до глубины души поразила история этого персонажа! Оказалось, что в 1950-х годах на самом деле существовала машина марки Hudson Hornet. Она была очень качественная и мощная для того времени, участвовала в любительских гонках и выиграла рекордное количество соревнований в сезоне подряд. А год, ставший в мультике годом его аварии — на самом деле, год, когда эту модель сняли с производства. Этот автомобиль был экономически невыгоден концерну. Ведь у нас же как? Чуть-чуть обновят машину и преподносят как новую модель, а Hudson Hornet был изначально лаконичным, продуманным и не подразумевал возможности постоянных обновлений. Так, он проиграл в экономической гонке — его сняли с производства.
Мультики Pixar как мостик друг к другу
Мир Pixar максимально правдоподобный, выпуклый и настоящий. Погрузиться в него и прожить историю будет интересно и ребенку, и подростку, и взрослому. У каждой семьи есть возможность посмотреть что-то, что принесет удовольствие всем в равной степени, что-то, во время чего можно отвлечься от забот. А после — обсудить и почувствовать родство душ: ведь вы находите прекрасным и правильным одно и то же! Мультфильмы Pixar могут стать поводом для сближения и наполняющего общения. Не в том ли мы все так отчаянно сейчас нуждаемся?