Наше мышление часто ошибается. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в социальных сетях… и когда принимаем одно из самых важных решений в жизни — как готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. В этой статье разберемся, как заметить, что мозг нас обманывает, и как не поддаваться на его уловки.
В этой статье:
1. Ошибка планирования 2. Фундаментальная ошибка атрибуции 3. Предпочтение нулевого риска4. Ошибка невосполнимых потерьВ 1994 году провели такое иследование. 37 студентов спросили, сколько времени им понадобится для окончания дипломной работы. Среднее названное время – 34 дня. Но смогли ли студенты уложиться в эту цифру? Конечно же, нет: реальное выполнение задания превысило их оценку более чем в полтора раза!
Этот случай — пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.
1. Ошибка планирования
Она окружает нас везде: контрольная, к которой мы не подготовились, опоздание на встречу к другу (пробки же!) и, что печально, максима «Экзамен либо не скоро, либо завтра». Даже спланированная подготовка к ОГЭ/ЕГЭ может стать обузой: если для сдачи экзамена на максимальный балл необходимо в полтора раза больше времени, чем мы закладываем, сколько баллов мы в итоге наберем?
Как бороться: строить план подготовки, исходя из худшего варианта развития событий, и закладывать на подготовку в полтора раза больше времени. Хорошим маркером прогресса будут контрольные точки после каждой темы. Например, разобрали тригонометрию и сразу написали тестирование в формате ОГЭ/ЕГЭ. Главное, подобрать задания таким образом, чтобы они охватывали 100% правил, которые проверяются на экзамене. Если есть возможность, доверить это учителю или эксперту ОГЭ/ЕГЭ — человеку, который знает кодификатор как свои пять пальцев.
2. Фундаментальная ошибка атрибуции
Смысл у нее очень простой: в ошибках другого виноват он сам, в моих — виновны обстоятельства. И речь сейчас не про мотивирующие цитатки о том, что мы хозяева своей судьбы. Главное здесь то, что наша способность в будущем исправить ошибку заканчивается там, где над всем властвуют обстоятельства.
Как бороться: держать в уме принцип Парето: 80% результата зависят от нас и только 20% — от внешней среды.
3. Предпочтение нулевого риска
“Я убила целый месяц, пытаясь выучить правописание самых частых наречий!» Тут скрывается хищное предпочтение нулевого риска — пожиратель времени и сил. Люди более склонны свести к минимуму один риск, чем существенно снизить два. Не зная этого, можно так и не добраться до сложного блока «Пунктуация».
Как бороться: не отводить на одно задание слишком много времени. Совет действует и до, и во время экзамена. Более того, у ФИПИ строго подсчитано, сколько минут должно занять каждое задание.
Кстати, наречия вовсе необязательно учить списком, есть и менее очевидные, но более эффективные способы 🙂
4. Ошибка невосполнимых потерь
Иногда приходится признать, что выбранный для сдачи экзамен нам совершенно не нужен. Например, если вы решили поступать на другую специальность. Важно признать, что выбор был неверен. Но тут в дело вступает ошибка невосполнимых потерь — когда нам так жаль приложенных усилий, что мы готовы закрыть глаза на печатльное положение. В итоге мы сдаем экзамен плохо, а время для другого упущено.
Как бороться: постоянно мониторить ситуацию с вузами. Важно признать ошибку, но лучше подумать о возможном исходе событий заранее, максимально ответственно подойти к выбору специальности.