Ты можешь жить в маленьком селе и плакать горючими слезами в ожидании ЕГЭ, но помимо этого с выпускником из Москвы тебя кое-что объединяет: звенящая пустота после фразы «А что будет после ЕГЭ?». Поговорим о жизни после ЕГЭ, в том числе про успешное обучение в вузе.
ЕГЭ в наших головах превратился в мифического божка, которому нужно вовремя воздавать почести и приносить дары (часы подготовки), иногда жертвы (время, нервные клетки, отношения с людьми). Ну окей, допустим, ты всё-таки поступаешь в желаемый вуз. Что дальше?
Что будет, когда ты сдашь ЕГЭ
На моём первом курсе к нам на журфак в СПбГУ пришел известный журналист, наш выпускник. Выступление он начал так: «Все это немного бессмысленно, потому что 90% из вас не будут работать по профессии». Мы все посмеялись, и каждый думал про себя: «Это, конечно же, не обо мне». Но прав оказался он, а не мы.
Ты пройдешь жёсткий отбор, поступишь в топовый вуз. Вот что будет дальше:
— На первом курсе ты и твои сокурсники будете кайфовать от нового формата учебы, фокусе на интересной сфере и свободной жизни. Ты будешь считать, что принял лучшее решение в своей жизни.
— К третьему курсу на пары перестанет ходить половина твоей группы (скорее всего, и ты).
Нужно ли биться за успешное обучение в вузе или забить?
Это то, что наблюдала я: в СПбГУ, ВШЭ, НГУ и других вузах. Это было и у пиарщиков, и у экономистов, и у, простигосподи, программистов. На пары не ходили даже те, кто серьезно планировал работать по профессии. Удивляет?
Однажды я наткнулась на исследование, которое все объяснило: оказалось, мотивация у старшекурсников падает закономерно!
Стремление учиться и результаты вузовского образования прямо пропорциональны всего трем пунктам. Рассказываю:
1.Чувствует ли профессия себя хорошо на рынке труда.
Если дать тебе выбор: медработник или IT-специалист, кем ты станешь? Будем откровенны: огромный труд медсестер и медбратов оплачивается недостаточно хорошо. А к третьему курсу студенты уже разобрались в тонкостях рынка труда в их сфере, и перспектива низкой зп мало кого вдохновляет.
2.Обучает ли вуз реально необходимым в профессии навыкам.
Будь готов, что в первый год развивать в специальности тебя будет от силы один предмет. Зато ты будешь цитировать Канта по памяти, разбираться в видах конфликтов и дискутировать о стилях правления императоров. Станешь эстетом, в общем:) Но если такое продолжается все четыре года, самое время задуматься о реальной пользе. В моем вузе как-то раз был предмет, который нам в точности повторили в следующем семестре — что закономерно, уже для пустых парт.
3. Будешь ли ты и к четвертому курсу кайфовать от своей профессии.
Грустно, но по статистике Росстата больше половины людей в России с высшим образованием работают не по специальности. К концу вуза мемы про свободную кассу перестают веселить, и многие судорожно ищут работу/подработку/стажировку, забивая на диплом и образование в целом.
Да, в 11 классе безумно трудно понять, с чем связать свою жизнь: целых 80000 часов среднестатистический человек проводит на работе за все время. А сразу попасть в яблочко с хорошо оплачиваемой, перспективной и вдохновляющей работой получается у единиц. Но не расстраивайся, мир не рухнет, если одна из пустых парт в вузе когда-то будет твоей:)