Большинство познает горький вкус «меня заставляют» еще в школе, при подготовке к экзаменам. Ведь больше неоткуда брать мотивацию к учебе… Но метод кнута работает не всегда. Так заставлять ли ребенка сидеть за уроками? Рассказываем, как вдохновить его на успехи в школе.
В этой статье:
Заставлять ли ребенка? К чему приводит метод кнутаДва вида мотивации к учебе5 способов мотивировать ребенка, а не заставлять егоЗаставлять ли ребенка? К чему приводит метод кнута
Сразу скажем, что идти по пути принуждения не только бесполезно, но и опасно. Скорее всего, несколько раз насильное усаживание ребенка за уроки сработает, но вряд ли принесет много пользы. Наверняка вам знакомо тягостное ощущение медленно текущего времени, проводимого за тем, чем вообще не хочется заниматься. В такие моменты кажется, что делать нелюбимое дело придется бесконечно долго. Это ощущение есть и у детей, которым приходится делать то, что им вовсе неинтересно. Но надо.
Более того, метод кнута может стать причиной отказа от занятий вообще. Ребенку надоест, и он вообще не захочет иметь ничего общего с тем, что ему неприятно. Психолог Инна Прибора перечисляет 5 последствий, с которыми столкнутся родители, если на вопрос «Заставлять ли ребенка учиться?» они ответят положительно:
- стимулирование внешней деятельности без глубокой увлеченности;
- создание токсичных воспоминаний;
- подрыв самооценки;
- появление выученной беспомощности;
- разрушение познавательной активности.
Ваш ребенок уже отказывается от учебы и ничего не хочет делать? Предложите ему пройти профориентацию. Его ждет несложный, но очень полезный тест, с помощью которого он гарантированно найдет себе интересное занятие и снова начнет учиться. А наши эксперты подскажут, в какие вузы ему можно поступить, чтобы превратить увлечение в высокооплачиваемую профессию. И все это – полностью бесплатно!
Два вида мотивации к учебе
Специалисты признают, что именно сфера мотивации – одна из самых сложных и противоречивых в современной психологии. Дело в том, что радикально поправить в ней что-то (то есть заставлять ребенка учиться, например) невозможно. А понять, как зарождается мотивация, наука до сих пор не может. Однако, как правило, психологи все же делят ее на внутреннюю и внешнюю.
Мотивация – это системное, то есть достаточно постоянное побуждение чем-то заниматься, выполнять какую-то деятельность.
Внутренняя мотивация как дар
По названиям можно догадаться, что первая как бы «принадлежит» человеку, а не насаждается извне. Это самая устойчивая и надежная мотивация, которая означает, что родителю крупно повезло: ребенок и так готов и, главное, хочет учиться. Школьник с высокой внутренней мотивацией постоянно:
- занимается заданиями;
- хочет совершенствоваться;
- получает удовольствие от своих результатов.
Правда, просто предоставить ребенка самому себе недостаточно. Родителю все равно нужно подбадривать школьника, подчеркивая, что важен не столько его результат, сколько хорошие эмоции, которые он получает в процессе учебы.
Внешняя мотивация на учебу – челлендж для взрослого
Второй тип мотивации устроен так же загадочно, как и первый. А вот поддержать его еще труднее.
Внешняя мотивация – забота того, кто считает, что ребенку стоит учиться. Сразу же это мнение ребенок разделять не начнет. Более того, даже после конструктивного диалога он вряд ли посчитает, что оно имеет смысл.
Буквально «развить внешнюю мотивацию» – все равно что заставить ребенка заниматься чем-либо. И чаще всего родители все же прибегают к методу кнута. Однако внешнюю мотивацию можно развить иначе.
5 способов мотивировать ребенка, а не заставлять его
Если вы всерьез раздумываетесь над вопросом «Заставлять ли ребенка учиться?», не выбирайте метод кнута, хоть он и кажется самым легким. Есть еще как минимум 5 способов вдохновить школьника на учебу:
- Выбрать большую цель, желательно не связанную с учебой. Например, если ребенку нравится заниматься конным спортом, за хорошее окончание четверти ему можно купить новое седло.
- Хвалить ребенка за успехи. Если что-то другое у него получается хорошо, не забывайте об этом говорить.
- Приводить убедительные аргументы. Взрослые ведь умеют хитрить, верно? Подберите понятные подростку слова и объясните: учеба – в его интересах.
- Честно рассказать, что порой нужно делать скучные задания. Увы, но это правда жизни. Кроме того, подросток оценит вашу откровенность.
- Поддерживать ребенка, несмотря на неудачи. Психологи отмечают, что несмотря на кажущуюся самостоятельность подростка во время подготовки, на деле он нуждается в поддержке даже больше обычного.
Напоследок бонусный вариант, который пригодится родителям одиннадцатиклассников, – готовиться к ЕГЭ вместе. Доказать серьезность намерений родитель может, записавшись на экзамен. Действительно входить в полноценный график подготовки не нужно. Зато можно условиться об одном вечернем часе для прорешивания КИМов и сверки ответов. Так подготовка станет для школьника не скучным, а ценным занятием.
И главное, помните: секрет мотивации ребенка – в увлеченности тем, что он делает. Если он еще не нашел то, чем хочет заниматься в жизни, вы можете ему помочь, отправив его на профориентацию. Тем более сейчас мы проводим ее бесплатно 🙃 Специалисты нашего образовательного центра определят основные интересы вашего ребенка и посоветуют ему, что делать, чтобы отлично сдать экзамены и поступить в лучший вуз страны.