Классический диалог с подростком, который приходит к нам на консультацию:
-Чего ты хочешь?
-Выбрать профессию. Чтобы понять, какие сдавать экзамены. Чтобы выбрать, в какой идти вуз. Чтобы все наконец от меня отстали!
В подростковом возрасте цели часто возникают «от противного». У современных подростков мало «своего» свободного времени, школа забирает его добрую половину, кроме того — курсы, секции, домашние задания… За большинство отроков все давно решили взрослые, остается только выполнять их программу. Для многих родителей это вполне удобная модель — мало ли, какую цель поставит перед собой подросток, лучше уж мы решим.
Поэтому когда родители в старших классах внезапно подходят к своему чаду и сообщают, что пришло время выбирать, ему хочется засунуть голову в песок и жить так, пока ситуация не рассосется. А как было бы здорово, если бы он поставил перед собой цель, продумал, как лучше к ней двигаться, и пошел, пошел… побежал!
Что же мешает подросткам ставить перед собой цели и двигаться к ним?
- Неверие в то, что задуманное может воплотиться. Потому что все всегда решают другие, вокруг воплощаются не его, подростка, но чьи-то чужие идеи, и сам он, возможно, чей-то проект. Большинство подростковых инициатив довольно жестко подавляются взрослыми, поэтому зона, где целеполагание становится наиболее возможным — этокомпания сверстников. Отчасти поэтому подростков так туда и тянет. Подальше от взрослых. Там можно предлагать самые нелепые, смелые идеи, и их поддержат!
- Привычка к быстрым достижениям. Общество потребления не учит терпению, захотел — получил. Мы сегодня учим урок не для того, чтобы познать науку, а чтобы завтра учитель поставил пятерку. Ответить и забыть! Цель — это слишком долго: много задач надо выполнить, мало ли, что произойдет по дороге, стоит ли браться… Меньший, но гарантированный результат милее далеких вершин.
- Неумение сосредоточиться на главном. Цель — это в каком-то смысле центральный стержень, вокруг которого выстраиваются остальные дела.Возможно, подросток даже поставил перед собой цель, но первое же дело с пометкой «срочно», а потом еще одно, и еще одно, и еще… сбивает с намеченного маршрута, не дает двигаться по выбранному пути, человек разочаровывается в своей способности быть стойким и целеустремленным и отказывается от намеченного. Помимо неотложных дел сбивают часто вещи внешне приятные, например, игры или социальные сети. В умеренных количествах они могут быть полезны для развития личности, но часто они увлекают подростка, заставляя забыть обо всем остальном.
- Неумение ставить достижимые и измеримые цели. Подростковые цели часто больше походят на мечты, в них мало конкретики. Чтобы цель была достижимой, важно не просто поставить ее перед собой, но увидеть тот путь, те шаги, которые необходимо предпринять для ее достижения. Подростки в силу неопытности часто могут пропустить тот или иной шаг, без которого, как впоследствии выяснится, цели достигнуть не получится. Также подростки, как правило, не склонны анализировать свои действия и их результаты в рамках конкретной деятельности, без чего невозможно поэтапное движение к цели. Подростки больше про «здесь и сейчас», про импульсивность и непредсказуемость, причем как для других, так и для самих себя.
Как же помочь своему подростку стать целеустремленным и добиваться намеченного?
- Уважайте идеи подростка и поддерживайте его на пути их реализации. Каким бы самодостаточным не пытался казаться подросток, ему всегда очень важно, что о нем и его идеях думают родители. И если они в него верят, то и сам в себя он начинает верить сильнее. Даже если вам кажется, что идея совсем бестолковая, вспомните, что «самые большие глупости в мире делаются с серьезным выражением лица», а бессмысленные, но радостные совместные дела могут давать неожиданно важные и полезные результаты.
- Делитесь с подростком примерами того, для чего люди ставили перед собой цели, какой путь им порой приходилось проходить и что становилось наградой. Поговорите, зачем человек, например, отправляется покорять Эверест, сводите ребенка в поход. Создавайте ситуации, в которых прилагаемые на протяжении времени усилия приносят по-настоящему ценные и радостные для подростка плоды.
- Расскажите подростку, как вам удается управлять своим временем, своим поведением. Поделитесь с подростком эффективными инструментами тайм-менеджмента и управления своими делами, способами расстановки приоритетов. Попробуйте вместе с подростком проанализировать, что чаще всего сбивает его, подумайте, как можно с этим справиться. Главное, не решайте за подростка — пусть он думает, анализирует, ищите вместе ответ, ведь на самом деле их много, и, возможно, подросток найдет свой собственный, уникальный способ, который будет ему помогать.
- Обсуждайте с подростком его и свои цели. Не пытайтесь подстелить ему солому и защитить ото всех ошибок — все равно не выйдет. Сообщайте о подводных камнях и рисках, которые вы видите на его пути.Так, если подросток решил заработать себе на новый телефон, расскажите ему, например, про то, как должны быть оформлены отношения между сотрудником и работодателем, если не хочется в конце концов остаться у разбитого корыта. Но прислушиваться к вам или нет — подросток выберет сам, это его право.
- Ставьте перед собой цели и достигайте их. Подростки, хотят они того или нет, бессознательно перенимают поведение родителей. Пусть у них перед глазами будет хороший пример!