Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как быть продуктивным в преддверии экзаменов

28.05.2025 Обновлено 28.05.2025 44
Юлия Вьялкова
Эксперт в сфере образования, преподаватель английского языка

Предэкзаменационный период — это бессонные ночи, зубрежка и нарастающая тревога. В статье разберем, как стать продуктивнее, не жертвуя своим здоровьем, и сохранить баланс между учебой и отдыхом.

В этой статье:

Определитесь с целью и распланируйте времяОрганизуйте рабочее пространствоЭффективные методы запоминанияФизическое и ментальное здоровьеЧастые ошибки и как их избежать

Определитесь с целью и распланируйте время

Приоритеты

Перед экзаменами важно не просто учиться, а делать это осознанно — тратить больше времени на важное и не распыляться. Например, профильные предметы должны быть в приоритете, сосредоточиться важнее на них. Особенно актуально выучить все алгоритмы выполнения сложных заданий и чаще выполнять их, чтобы «натаскаться». Часто не все обязательные дисциплины (русский язык и математика) необходимы для поступления. Тогда «ненужный» предмет можно штудировать не так интенсивно и обойтись консультациями в школе. С таким подходом вы сфокусируетесь на главном и сможете избежать перегруза.

График подготовки

Высокая продуктивность и хаотичная учеба точно не сочетаются, поэтому стоит упорядочить подготовку и внести занятия в график. Если вы занимаетесь с педагогом или на курсах, скорее всего, преподаватель все предусмотрел, и у него есть четкий план. Если же вы самостоятельно хотите позаниматься, тогда стоит разбить подготовку на темы по каждой дисциплине. Сперва заняться повторением, затем прорешиванием тестов и закреплением материала (работа над ошибками). Сочетайте теорию с практикой и старайтесь заниматься регулярно. Лучше 20 минут в день, чем два часа раз в неделю.

Трекеры и чек-листы

Одни из самых популярных инструментов тайм-менеджмента — это использование трекеров и чек-листов.

Чек-лист — это список задач, которые нужно выполнить. Вы ставите галочки по мере их выполнения.

Пример: Выучить тему «Дыхательная система» ✓.

Трекер — это инструмент для отслеживания прогресса во времени или по объему.

Пример: Таблица, где вы отмечаете, сколько тем по биологии выучено из двадцати.
Можно использовать записные книжки, тетради, распечатанные материалы либо воспользоваться приложениями или сайтами. Хороший ресурс с готовыми материалами и конструктором чек-листов — 365done.ru. Отличный вариант, чтобы составить свой собственный трекер, календарь, расписание.

Организуйте рабочее пространство

Убрать лишнее

Среда очень влияет на повышение продуктивности. Если вокруг вас чисто и упорядоченно, тогда мозг не отвлекается и работает эффективнее. Кроме того, нагромождение предметов повышает тревогу и стресс. Для удобства стоит убрать со стола все, что не относится к учебе: еду, старые тетради, бумажки, игрушки, фантики, провода и телефон (если он не требуется). Лучше всего ненужные вещи расфасовать на время по ящикам или коробкам. 

Подготовить необходимое

Когда все находится под рукой, вам не нужно отвлекаться, вставать и заниматься поисками. Это экономит время и сохраняет концентрацию. Если вы самостоятельно решили позаниматься перед экзаменом, подготовьте учебники, конспекты, шпаргалки (их полезно составлять, но на экзамене использовать не надо). Также достаньте необходимую канцелярию. Возможно, помимо ручки, вам пригодятся цветные текстовыделители и стикеры. 

Свет и атмосфера

Освещение может влиять на уровень усталости и зрение. Поэтому лучше всего заниматься при естественном свете или включать настольную лампу с мягким, теплым освещением. Как правило, верхний свет либо слишком тусклый, либо раздражающий, его стоит избегать. Хорошо, если вы заранее проветрите комнату, так будет еще комфортнее. Многим ребятам нравится ставить фоновую музыку или шум, это помогает им сосредоточиться.

Эффективные методы запоминания

Флеш-карточки

Двусторонние карточки с вопросом на одной стороне и ответом на другой — действенный способ запомнить информацию. Их можно делать вручную или воспользоваться специальными приложениями. Одно из популярных и бесплатных — Quizlet. Например, по истории можно тренировать события и даты, а по английскому слова и их перевод. Вы сможете достичь высокой эффективности, если будете заниматься с интервальным повторением (то есть повторять на следующий день, через три дня, через неделю), плюс стараться каждый раз активно вспоминать ответ, а не читать его. 

Ментальные карты

Ментальные или интеллект-карты — это схемы, где в центре пишется тема, а от неё расходятся ветви с подтемами, ключевыми словами, примерами и связями. Такая практика отлично подходит для визуалов. Такие карты можно создать от руки, добавлять рисунки и обозначения, которые будут вам понятны, использовать разные цвета и категории. Также можно использовать сервисы для создания цифровых интеллект-карт. Как вариант miro или mindmup. Ментальные карты часто создаются не сразу. Их можно начать делать заранее, а затем, когда вы изучаете новые темы, они наслаиваются и перекликаются, и какие-то детали можно добавить и приписать. 

Активное воспоминание

Кажется, довольно банальный способ, но на деле крайне результативный. Смысл в том, чтобы вспомнить информацию из памяти без подсказки. Это в 2-3 раза эффективнее, чем простое перечитывание. Например, прочитав или изучив параграф из учебника, постарайтесь закрыть его и пересказать тезисно, что запомнилось. Не страшно, если после первого прочтения запомнилось немного. Можно второй раз читать более внимательно и «впитывать» в себя самые важные мысли. Дальше пересказывать станет проще.

Объяснение другому

Порой учащиеся бездумно занимаются зубрежкой, при этом не понимая сути материала. Важно не только прочитать и запомнить, но при этом разобраться в теме. Для этого представьте, что вы учитель и пытаетесь объяснить что-то учащимся. Или, попробуйте реально объяснить вашему младшему брату или сестре какую-то тему. Вам не нужно цитировать пособия, главное — донести смысл, концепт, используя простые слова, примеры или схемы. Когда вы кому-то разъясняете материал, вы, во-первых, лучше его понимаете и можете применить, во-вторых, вы быстрее усваиваете его.

Ассоциации и визуализация

Мозг лучше запоминает образы, чем абстрактные понятия. Если вы превратите информацию в ассоциации, она запомнится легче. Особенно это актуально с трудными понятиями, названиями явлений, а также перевода слов. Рассмотрим правило русского языка:

Если перед суффиксом есть д, т, з, с, ж → пишем -чик.

Пример: переводчик (есть д).

Запоминалка: «Дима Тоже Завёл Собаку Желтого цвета — значит, будет -чик».

Физическое и ментальное здоровье

Сон

Сон — не просто отдых. Во сне происходит перенос информации из кратковременной в долговременную память, а также восстанавливаются когнитивные функции мозга (внимание, мышление, речь). Чтобы показатели продуктивности росли, стоит спать по 7-9 часов и ложиться до полуночи. «Позалипать» в телефоне перед сном тоже не лучшая идея, синее свечение мешает выработке мелатонина, и уснуть будет труднее. Но можно чуть-чуть повторить знакомый материал. Сон поможет его «запечатать».

Питание

Работа напрямую зависит от того, что и когда вы едите. Пропуск приемов пищи, избыток сахара или фастфуда приводят к усталости и рассеянности. Важно регулярно питаться и включать в рацион медленные углеводы (каши), белки (яйца, рыба, мясо), фрукты и овощи, полезные жиры (орехи, оливковое масло). Пейте воду по мере того, как чувствуете жажду. Так вы сможете быть энергичным и сконцентрированным долгое время.

Частые ошибки и как их избежать

Бессистемность

На развитие продуктивности влияет также и организованность. Если ученик рандомно штудирует учебник без плана, ограничения по времени и цели на день, тогда он быстро ощутит перегруз и потеряет мотивацию заниматься. Намного действеннее расписать план не недели с темами, следовать графику и ставить галочки там, где все усвоено.

Пренебрежение отдыхом

Некоторые ребята полагают: чтобы все выучить, надо учиться по 10 часов в день, без перерывов. Это распространенное заблуждение. Невозможно перманентно оставаться продуктивным. Вероятно, с таким интенсивным режимом мозг не успеет переработать информацию, память и внимание будут сильно хуже, а выгорание и апатия не заставят себя ждать. Не стоит бросаться из крайности в крайность. Лучше делать перерывы, отдыхать и прислушиваться к организму. Бережное отношение к своему состоянию намного полезнее и ценнее, и лучше скажется на результатах. 

Сравнивать себя с другими

Довольно часто бывает, что кто-то из одноклассников успел выучить много тем, а вы еще даже не начинали, или другой учащийся справился с пробником лучше вас. Неизбежно, многие начинают переживать, комплексовать и думать о плохом. На самом деле, сравнивать себя с другими бессмысленно. Ведь у всех разный темп, стартовая точка, предрасположенности, темперамент и даже здоровье. Все в совокупности влияет на продуктивность. Стоит сравнивать себя только с собой и наблюдать, как вы постепенно продвигаетесь. Можете завести «дневник успехов» и писать там, какие шаги вы предприняли, чтобы достигнуть цели. А еще попробуйте избегать общения с мотиваторами и достигаторами, дабы не испытывать стресс.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments