Наши ученики между делом часто жалуются, что им в старших классах приходится, словно при разводе, выбирать что-то одно: либо подготовку к ЕГЭ, либо прилежную учебу для пятерок в дневнике. Иногда это похоже на беготню за двумя зайцами, и итог неприятно отдает нервным срывом или выгоранием. Как расставить приоритеты?
В этой статье:
Как расставить приоритеты поможет вопрос «ЗАЧЕМ»На самом деле, все станет существенно проще и яснее, если прийти к осмысленному отношению к учебе.То есть не заучивать домашнее задание к уроку, потому что надо и привычно, не готовиться к ЕГЭ, потому что все говорят, что надо. Это как раз пример почти бессознательного обучения. Тактика же всегда хорошо продумана. Давайте разберемся. Будем приходить к осознанной тактике через задавание себе вопросов.
Как расставить приоритеты поможет вопрос «ЗАЧЕМ»
Зачем мы готовимся к ЕГЭ?
Чтобы после выпуска из школы поступить в желаемый вуз, на «свою» специальность и учиться ей 4-6 лет. Нужно ли в таком случае ставить упор на ЕГЭ в 10-11 классах? Безусловно, нужно.
Зачем мы старательно учимся в школе в старшей школе?
Резон вполне может быть. Так, если вы заканчиваете школу с красным аттестатом, то в зависимости от вуза вам могут сверху «досыпать» дополнительных баллов к общей сумме. Однако на золотую медаль претендуют далеко не все. Как правило, те, кто на нее рассчитывают, и так прекрасно это понимают (например, всегда были круглыми отличниками).
Более того, это прекрасно понимают и все учителя, которые готовы идти на помощь и небольшие уступки таким школьникам. Если же ученик никогда особенно не метил в отличники, есть ли смысл ради дополнительных баллов тратить больше усилий в старшем звене? Это может принести ущерб подготовке к ЕГЭ, и тогда толку от этих дополнительных баллов не будет никакого.
Допустим, вы не шибко надеетесь на красный аттестат и перед вами стоит сложная задача верного распределения сил. Есть ли смысл отдавать силы и время на решение задач и заучивание теории, которая совсем не пригодится на ЕГЭ?
Смысл есть, для общего развития. Разве что стоит отказать себе в перфекционизме, как это бывает в начальной и средней школе.
По совести говоря, учителя старшей школы, как правило, и так прекрасно все понимают, и сами на уроках предлагают разбирать задания ЕГЭ. Но школьное образование славится разными другими случаями упертых преподавателей, которые дают непосильные нагрузки. И вот здесь нужна особенная и ясная рефлексия. Спросите себя, какие предметы вам особенно нужны для будущего?
Если вы сдаете физику и математику, а от вас требуют выучить от зубов все даты дворцовых переворотов, лишний раз подумайте, насколько страшна некрасивая оценка в дневнике по истории летом выпускного года, когда вы будете бегать с документами по вузам. И наоборот, если вы сдаете историю, резво пользуйтесь возможностью выучить табличку с императорами, ведь это умещается в перечень ваших интересов.
Из этого не следует, что нужно бросать учиться «ненужным» предметам.
Вы все еще должны получать всестороннее образование. Главное – осознанно регулировать баланс подготовки к ЕГЭ и к школьным урокам. Если вы решили, что будете по полтора часа готовиться к ЕГЭ каждый день, и в какой-то момент вам это перестает удаваться из-за обилия домашних заданий по менее важным для вас предметам, то следует критически поразмыслить об отношении к такому домашнему заданию. Если такой проблемы не стоит, то смело вовлекайтесь во весь учебный процесс, тем более это позволяет разгрузиться и отдохнуть от навязчивого ЕГЭ.
Задайте вопрос, достаточно ли вы готовитесь к ЕГЭ? Мешает ли в данный момент основная школа подготовке? В случае положительного ответа на последний вопрос просто расслабьте хватку по некоторым предметам в школе. Держите в уме образ себя летом после выпуска, и будет яснее, что делать.
Помните, что в старших классах вы учитесь не для оценок, а исключительно для знаний.