Мотивация учиться — какова она для детей в 5-7 классе? Что делать родителям, если успеваемость ребенка упала и он больше не хочет учиться? Узнали у Михаила Истомина, клинического психолога, наставника и тренера Программ развития подростков Maximum Education.
В этой статье:
Мотивация учиться и ее особенности у ребят в 5-7 классеЧто влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?Родительские ошибки в мотивации 5 советов родителям по повышению мотивации детей к учебеМотивация учиться и ее особенности у ребят в 5-7 классе
В возрасте 9-13 лет ключевая особенность мотивации — перестройка её из внешней во внутреннюю. Если в начальной школе ребёнок мог стремиться к хорошим оценкам и похвале, то с 9 лет этого становится недостаточно. Ребёнок впервые ставит перед собой вопросы: зачем я должен учиться и зачем мне хорошие оценки?
Михаил Истомин, клинический психолог, наставник и тренер Программ развития подростков Maximum Education
С этого возраста он должен найти внутреннюю мотивацию, в чем родители и должны помочь. Они могут высветить личный интерес ребенка. Например, если ребенок увлечён рисованием, не обращая внимания на внешние факторы — награду или похвалу, — то он занимается этим из внутренней потребности. Именно к такой мотивации учиться стоит идти.
Но не стоит забывать и о школьных предметах: по ним все же придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Фундамент знаний, которые нужны для выпускных экзаменов, закладывается как раз в средней школе — поэтому так важно не упустить момент, когда дети перестают понимать предмет. Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по основным школьным дисциплинам, чтобы вовремя закрыть пробелы в знаниях вашего ребенка и вернуть ему мотивацию учиться.
Что влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?
Смена условий обучения для бывших учеников начальных классов — стресс. В средней школе появляются другие факторы, оказывающие влияние на мотивацию.
1. Социализация
При переходе в среднюю школу меняются условия учёбы, требования становятся сложнее, а учителя сменяются. В это время любой ученик стремится обрести какой-то статус среди сверстников, что помогает ему принимать самого себя.
2. Отношения с родителями и учителями
Родители и учителя для детей остаются важными людьми. Например, если у ребёнка проблемы с учителем биологии, едва ли по этому предмету будут пятёрки. И если в родителях ребёнок не видит поддержки, то оценки также не станут лучше.
3. Интересы и способности
У детей в 5-7 классе часто возникает скука: им просто становится неинтересно учиться, потому что другие дела кажутся важнее. Например, провести время с друзьями или порисовать. Поэтому важно учитывать увлечения ребенка и поддерживать их — это повысить его мотивацию учиться.
4. Саморегуляция и рабочая память ребёнка
Исследование школы МГУ им. М.В. Ломоносова «Мозг, когнитивные системы и интеллект» показало: чем настойчивей ребенок, тем больше он интересуется учебой и меньше увиливает от домашней работы и школьных заданий. Помимо этого, дети, которые лучше запомнили новый материал, чаще получали удовольствие от занятий.
Родительские ошибки в мотивации
Часто родители демотивируют своих детей непреднамеренно.
1. Слишком много наград
Постоянные поощрения детей за хорошую успеваемость — ловушка. Сначала может работать, но хватит этого ненадолго.
Например, вы пообещали давать своему ребёнку за каждую пятёрку в школе по 100 р. Сначала он будет доволен, но позже откажется от такой сделки или скажет, что его пятерка стоит дороже. Наконец, он может просто привыкнуть к такой внешней мотивации — то есть она перестанет действовать.
2. Погоня за оценками
Уходя из начальной школы, ребёнок сталкивается с более серьёзными предметами, да и ОГЭ в конце средней школы сдавать придётся, поэтому иногда родители считают, что оценки — показатель знаний.
Школы подчеркивают важность академических результатов. Это практический аспект системы образования, но оценки — это еще не все. Хорошие оценки даже не являются точным предсказателем успеха. Лучший его индикатор — это не хорошие оценки или высокий IQ, а скорее эмоциональный интеллект. Как, по-вашему, добиваются успеха троечники?
3. Чрезмерная опека
В 9 лет дети начинают осознавать себя и своё место в обществе. Ребенок, который делает выбор и берет за него ответственность, понимает, что он контролируют свою жизнь. Так он узнает, что может быть успешным в школе и за ее пределами.
4. Отсутствие примера
Если ваши дети видят, что вам нравится приобретать новые навыки и знания, они, скорее всего, получат удовольствие от обучения. А если нет, то и сами ничего не захотят делать.
5. Внимание на поведение, а не на его причину
Часто родители фокусируются лишь на внешних проявлениях — плохих оценках, отзывах учителей — но почему так происходит, понять не стремятся. А дети в этом возрасте особенно хотят, чтобы вы были готовы слушать, а не критиковать.
5 советов родителям по повышению мотивации детей к учебе
1. Перестаньте мотивировать
Парадокс, но работает. Быть мотивированным — значит наслаждаться деятельностью самостоятельно. Подумайте сами: если вам навязывают любовь к физике, будете ли вы её фанатом?
Лучший подход — прекратить навязчиво использовать внешние факторы для мотивации, ведь с вашими детьми это уже не работает.
Михаил Истомин
2. Вдохновляйте, а не контролируйте
Контроль мало кого мотивирует, что уж говорить о детях 9-13 лет. Давление и контроль не могут сделать деятельность приятной. Позвольте ребенку свободно проявлять инициативу. Наличие автономии — необходимое условие внутренней мотивации.
3. Помогите понять важность учебы
Некоторые школьные предметы не доставляют удовольствия. Помните, его главный вопрос «Зачем?». Дети должны понять смысл и ценность того, что делают.
Помогите ребенку понять, почему учиться необходимо.
Михаил Истомин
Например, иногда русский язык кажется скучным. Объясните ребенку, что если он хочет быть грамотным и вызывать уважение окружающих, он должен учить правила, даже если это не всегда приятно.
4. Предоставьте ребенку автономию
Дети должны принимать решения сами, чтобы почувствовать свободу — жизненно важный внутренний мотиватор. Многие родители боятся, что если они позволят детям принимать решения самим, то те поступят неправильно. Но в 9-13 лет ребёнку необходим самостоятельный выбор, ведь он узнает себя и свои потребности, а также учится ответственности.
Например, если ребенок выбрал не делать домашнее задание, даже после того, как вы объяснили его важность, пусть он столкнется с последствиями в школе.
5. Принимайте участие в жизни ребенка
От уровня вашей заинтересованности будет зависеть успеваемость детей в школе. Например, примите участие непосредственно в учебе: почитайте вместе, решите задачки по математике. К примеру, можно устроить семейные чтения, когда вы вместе будете читать то, что задают в школе.
Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по главным школьным предметам, чтобы улучшить оценки ребенка и поднять его мотивацию учиться. Первый урок — бесплатно!
Бла-бла-бла ни о чем. Хоть бы одна внятная статья попалась ((