Без мобильных телефонов, некогда считавшихся технологическим прорывом и предметом роскоши, невозможно представить современный мир. Давайте на чистоту – без мобильника мы уже давно как без рук, в нём сосредоточена вся наша жизнь: работа, контакты, друзья и развлечения. С другой стороны, нужны ли «продвинутые» и дорогие смартфоны школьникам, которым и так трудно концентрироваться на учебе? Попытались разобраться в проблеме вместе с психологом, подростками и их родителями.
Дорогие смартфоны: блажь или необходимость?
Опрошенные родители сошлись во мнении, что смартфон учащемуся средней школы в любом случае нужен, поскольку старая кнопочная трубка будет привлекать к ребенку нездоровое внимание со стороны одноклассников — он может попросту превратиться в объект насмешек.
В то же время взрослые не видят никакой необходимости в «люксовых» моделях – приличного «середнячка» по цене в районе 10, максимум 20 тысяч рублей для московского подростка вполне достаточно.
Обеспокоенность родителей подтвердил подросток, с которым нам удалось обсудить данную тему. По его словам, вопрос гаджетов и других внешних атрибутов – крайне чувствительный для самооценки школьников.
Девушка-подросток 14 лет:
«Я прошу купить новый телефон, на что мне папа говорит: «У тебя и этот работает, он ничем не отличается от нынешнего». Так я и хожу с восьмым, а не одиннадцатым айфоном… Мне становится очень обидно, что даже у некоторых четвероклашек телефон круче, чем у меня».
Другую сторону вопроса прокомментировал для MAXIMUM педагог-психолог, подчеркнувший, что проблема не в смартфонах, без которых сегодня действительно не обойтись, а в устаревшей системе образования, которая не готовит детей к такой реальности.
Педагог-психолог:
«Мы упираемся в устаревшего систему «образования без гаджетов» в мире, где без них нет места самому человеку. Не так важно, сколько стоит телефон. Важно, чтобы он отвечал потребностям современного, а не советского школьника».
Первоклашкам ни к чему
В то же время, по мнению родителей, дорогие смартфоны не нужны учащимся начальной школы. Максимум, что требуется в этот период – функция геолокации, чтобы ребенок не потерялся.
Мама 17-летнего кадета:
«Телефон ребенку в наше время нужен обязательно, это в первую очередь спокойствие родителей. В «началке» достаточного простенького телефона исключительно для звонка и с функцией GPS для отслеживания, на всякий случай. У моего сына 7-8 лет назад был кнопочный телефон как у всех.
Дорогие смартфоны: что в них ищут подростки?
Подросток, с которым мы пообщались, предсказуемо ответил, что в основном смартфоны нужны ему и сверстникам для серфинга в соцсетях и других развлечениях, излюбленные «места» — YouTube и TikTok.
Взрослые в курсе таких пристрастий детей и хотели бы поменять их приоритеты.
Мама 12-летней девочки:
«Если бы моя дочь смотрела полезные обучающие видео, как я ее прошу, и могла бы сама правильно распределять время на отдых с телефоном и учебу. Но для детей это очень сложно. Не все взрослые могут себя так контролировать — что уж говорить о подростках».
Тем не менее, родители не питают иллюзий: отказаться от гаджетов не получится, «программа максимум» — не уходить в сеть с головой и оставаться открытым для живого общения.
Мама Оксана:
«Телефон настолько стал частью нашей реальности, что трудно представить жизнь без него. Единственное моё пожелание: больше уважения к живому общению. Я всегда говорю сыну, что живое общение нельзя заменить чатами, интонацию – смайликами».
В свою очередь педагоги дополнительного образования верят, что одержимость подростков гаджетами можно обратить из слабой стороны в сильную и успешно использовать её в учебном процессе.
Преподаватель по русскому языку в MAXIMUM:
«Помню, как проводила занятие по развитию речи, в котором нужно было на скорость загуглить на телефоне ответ на сложный вопрос – правильно его сформулировать, укоротить, выбрать адекватный источник. Какое погружение было у детей!».
Дорогие смартфоны vs люди: гаджеты победили?
Основной недостаток гаджетов, на который жалуются родители и специалисты – рассеивание внимания, которое может негативно сказаться как на успеваемости подростка, так и на его психологическом состоянии в целом.
Мама Людмила:
«Мобильный телефон полностью поглощает ребенка: мальчиков чаще всего игры, девочек – соцсети: Like, TicTok, видосики, которые они вечно смотрят. Подросткам сложно переключиться после этой активности на учебу. Телефон всё время с ней, даже когда она делает уроки. С чтением проблемы».
Вопрос, кто победит в «войне» ребенка и машины остается открытым. По мнению психолога, пока не произойдёт перезагрузка системы образования, и педагоги сами не начнут искать новые подходы к ученикам, преимущество будет на стороне смартфонов.
Педагог-психолог:
«Детям всегда было непросто удерживать внимание на одном предмете. В этом есть задача школьного обучения – развитие произвольного, то есть контролируемого изнутри внимания. Но будем честны: один из вызовов 21 века – высокая переключаемость внимания при сохранении концентрации. Если весь урок учитель – лишь говорящая голова, а ученик – безликий слушатель, то телефон выиграет битву».