Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как организовать рабочее место школьника так, чтобы повысить его продуктивность

17.02.2023 Обновлено 27.02.2023 1902
Елизавета Иванова
Выпускница МГУ, корпоративный журналист

По данным Минобра, младшеклассники проводят за домашними заданиями до 1,5 часов в день, ученики средней школы — 2–2,5, а старшеклассники — 3. Поэтому особенно важно, чтобы школьник мог учиться дома за удобным столом и в правильной атмосфере — это способствует развитию внимания и концентрации. В этой статье говорим о том, из каких составляющих складывается рабочее место школьника и какими оно должно быть, чтобы ребенок мог настроиться на учебу и сосредоточиться.

В этой статье:

ПомещениеПисьменный столСтулКонторкаОсвещениеХранение учебных принадлежностейПерерывы в учебе

Рабочее место школьника
Рабочее место школьника: как его организовать?

Не хватает сил и времени помогать детям с домашними заданиями? Оставьте это нам! С помощью преподавателя MAXIMUM Education ваш ребенок научится без ошибок выполнять домашки, узнает действенные алгоритмы решения заданий и станет более самостоятельным. Оставляйте заявку на занятия, а освободившееся время проводите за общением с вашим ребенком 🧡

Помещение

Начнем с основного — комнаты для занятий. В идеале это должна быть отдельная комната ребенка, где он будет огражден от лишнего шума. Письменный стол лучше ставить у окна, чтобы естественное освещение было максимальным. В младших классах письменному столу лучше не соседствовать с шкафом с игрушками — это будет отвлекать ребенка. И, конечно, никаких игрушек, принадлежностей для хобби или других отвлекающих элементов на столе — это зона исключительно учебы.

Если нет возможности оборудовать рабочее место школьника в отдельной комнате и он занимается в общей, то постарайтесь выделить для него «оазис обучения». Стол стоит минимально отгородить от общего помещения — например, стеллажом с растениями или другим предметом мебели. Попробуйте создать в комнате такую атмосферу, чтобы ребенка ничто не отвлекало от учебников, пока он занимается. Школьнику поможет, если в помещении будет больше света и свежего воздуха.  

Письменный стол

Следующий важный этап — письменный стол. При его выборе родителям важно в первую очередь ориентироваться на удобство школьника. Подбирать стол по цвету и размеру бессмысленно, если ребенок будет убегать учиться за кухонный стол — значит, ему неудобно. Письменный стол — это один из главных помощников школьника. За ним легче сосредоточиться на учебном материале и держать осанку — а это залог хорошей концентрации и высокой работоспособности. А еще правильная поза за письменной партой влияет на почерк, за правильностью которого обычно пристально следят учителя. Есть несколько критериев выбора стола для школьника:

  • Столешница должна находиться на уровне нижней трети груди, чтобы ребенок мог удобно опираться предплечьями о спинку стула, при этом не сутулясь и не наклоняя корпус вперед.
  • Оптимальный размер столешницы для школьника: от 60 см в длину и 50–60 см в высоту. Также можно выбрать Г-образную форму, чтобы на одной половине ребенок писал, а на другой стоял его компьютер.
  • Ноги ребенка и руки в локтях за столом должны быть согнуты на 90°.
  • Колени школьника не должны упираться в столешницу — между ними должно сохраняться свободное пространство.
  • Идеально, если угол наклона столешницы регулируется: лучше наклонить ее так, чтобы ребенок смотрел в тетрадь под углом 90°. Это позволит ему не наклонять голову и не сутулиться.
  • Стоит подобрать стол с регулируемой высотой: ребенок растет, и очевидно, что параметры одного и того же стола не будут подходить ему все 9 или 11 классов школы.

Стул

Стул тоже должен подходить ребенку по росту — часто правильный стул идет в комплекте с письменным столом. Конечно, можно положить подушку на обычный стул, но это обнулит эффект от верно подобранного письменного стола. На осанку и внимание ребенка влияют и стол, и стул, поэтому важно выбрать подходящий.

  • Сиденье стула расположено так, чтобы опирающиеся на стол локти находились под прямым углом.
  • Спина ребенка за спинкой стула должна быть прямой, а плечи при этом — расслабленными.
  • Посадка на стуле должна быть такой, чтобы 2/3 бедра лежали на сиденье, а между его краем и сгибом колена оставался зазор примерно 3 см.
  • Ноги при посадке могут либо стоять на полу, либо опираться на подставку или специальную подножку письменной парты.
  • Стул не должен быть крутящимся — это негативно влияет на осанку.

Конторка

Последние годы, особенно в условиях удаленной учебы, столы для работы стоя набирают популярность. За конторками учились в XVIII-–XIX веках, например ученики Царскосельского лицея, в том числе Пушкин. И в этом есть резон: нагрузка на позвоночник в положении сидя гораздо тяжелее, чем стоя. Вместе с этим стоять 30–40 минут без специальной подготовки школьнику будет сложно — увеличится нагрузка на стопы.

Однако существует методика офтальмолога Владимира Базарного, разработанная в 1980-х годах. Она предполагает обучение за конторкой, при котором школьники стоят на массажных ковриках. Во время уроков они делают перерывы на гимнастику, в том числе зрительную, дыхательные упражнения и в целом часто двигаются. Базарный полагал, что такой подход необходим детям особенно в начальных классах. Он гарантировал и много движения, и разумную нагрузку на позвоночник.

Освещение

Помимо естественного освещения, рабочее место школьника обязательно должно быть оснащено дополнительными источниками света: основным освещением, а также торшерами, ночниками или лампочками для чтения. И обязательно — настольной лампой.

  • Естественный свет от окна должен падать на стол слева, если ребенок правша, и справа — если левша. По этому же принципу на стол должен падать свет от настольной лампы.
  • Лампу накаливания лучше выбрать с белым матовым напылением мощностью 60 Вт — она благоприятнее остальных влияет на зрение ребенка при работе с учебниками и тетрадями. А вот от люминесцентных и галогенных лампочек лучше отказаться.
  • Настольную лампу стоит выбрать подвижную или на прищепке — чтобы можно было регулировать падение света.
  • И главное правило: включенная настольная лампа не отменяет основное освещение. В комнате должно работать основное освещение, настольное и — в идеале — естественное.

Хранение учебных принадлежностей

Творческий беспорядок на столе — тетради вперемешку с книгами, принадлежностями для рисования, спортивной экипировкой — конечно, не способствует учебному настрою. Поддержание порядка на столе, правильное хранение учебников и канцелярии, украшения рабочего места — вот что будет вдохновлять школьника садиться за уроки.

  • Для начала нужно перебрать все запасы и избавиться от ненужных вещей — уже неактуальных или сломанных.
  • Отсортировать книги и тетради по предметам, а также канцелярские принадлежности: линейки — с линейками, фломастеры — с фломастерами.
  • Учебники, тетради и прочие бумажные принадлежности лучше хранить на полках в вертикальном положении либо в вертикальных лотках. Так их удобно брать с полки, видя корешок, а еще в этом положении лучше сохраняются корешки книг и края тетрадей.
  • Для письменных принадлежностей — ручек, карандашей и фломастеров — есть специальные стаканы-органайзеры.
  • Мелкие канцелярские принадлежности — ластики, стикеры, скрепки — лучше хранить в ящиках.
  • По возможности выбирайте закрытое хранение вместо полок — так у школьника будет меньше отвлекающих факторов, а также не будет скапливаться пыль.
  • Позвольте ребенку самому создать уют — повесить над столом мотивирующие цитаты или фото любимых книжных героев. В их окружении заниматься будет приятнее.

Вот как расставляет книги и создает творческую атмосферу за рабочим столом София Корнийчук, 9-й класс:

Для меня важна чистота на рабочем месте, мое настроение часто зависит от нее. Когда на рабочем месте беспорядок, то мотивация что-либо делать пропадает. Мне нравится, когда все лежит ровно и на своих местах: книги рядом с книгами, тетради рядом с тетрадями. Иногда я раскладываю предметы на столе по важности. Например, папки с информацией для ОГЭ, которыми я пользуюсь часто, я кладу на полочку рядом с книгами по истории, конспекты по литературе на этой же полочке, но в своей группе — с книгами для чтения. Это позволяет мне быстро найти нужную тетрадь, не переворачивая все вещи и не создавая беспорядок. Кроме этого, я всегда расставляю книги по изданиям или по писателям. Создается волшебная атмосфера, которая подталкивает меня к учебе.

А так выглядит стол одиннадцатиклассницы Анастасии Казанцевой:

Рабочее место школьника: Настя Казанцева

Мне кажется, самый важный пункт при организации рабочего места — порядок, так как от этого сильно зависит продуктивность в течение дня. Стараюсь не складывать лишние вещи на рабочий стол, поэтому сейчас у меня там только самое важное. Например, слева на столе лежат мои тетради с конспектами и книги, которые я читаю сейчас или планирую начать в скором времени. Мне важно, чтобы рабочее место отражало меня и мои интересы, поэтому на фотографии можно заметить много вещей, связанных с творчеством Ван Гога и тем, что меня вдохновляет. На мой взгляд, рабочее место должно быть не только опрятным, но и комфортным.

Перерывы в учебе

Делать перерывы между предметами во время выполнения домашнего задания — это отличная идея. Физминутки не занимают много времени и помогают расслабиться, улучшить кровообращение и получить заряд бодрости. Вот вариант короткой разминки:

  • вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу;
  • вращения плечами по кругу;
  • махи руками вверх-вниз;
  • выполнение наклонов, руки на поясе;
  • поднятие коленей по очереди — маршировка на месте;
  • несколько прыжков.

Отдельным аспектом физминуток является гимнастика для глаз. Это действенная профилактика улучшения зрения. Зрительные упражнения помогают снять напряжение с глаз, работающих с мелким шрифтом или с монитором компьютера. В этом материале собрали несколько простых упражнений и советы по заботе о глазах.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments