Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как развитие креативности у школьников поможет в учебе и жизни

15.04.2024 Обновлено 16.04.2024 783
Александра Грейскоп
Люблю школу и помогаю полюбить ее читателям

Креативное мышление нужно не только в рекламе или дизайне. Оно помогает получать хорошие оценки, заводить друзей и придумывать идеи. Креативность — это способность мыслить вне рамок, видеть то, что другие могут не замечать. Рассказываем, как развить креативное мышление у школьников и зачем это делать.

В этой статье:

Что такое креативное мышлениеУровни развития креативности школьниковФакторы развития креативности школьниковКак проверить уровень креативного мышленияКак развить креативное мышлениеКак креативность влияет на обучение в школеКак креативность пригодится в будущем
креативное мышление школьников

Что такое креативное мышление

Мыслить креативно — значит находить нестандартные решения и создавать нешаблонные идеи. Этот навык тесно связан с другими сферами жизни человека:

  • жизненным опытом,
  • творчеством,
  • логическим мышлением,
  • насмотренностью,
  • памятью.

Всё вместе создает почву для развития нестандартного мышления. Человек применяет знания из разных сфер, подмечает закономерности, делает выводы — и в итоге создает нечто новое.

Исследователи выделяют основные критерии креативного мышления:

  • взгляд на проблему через нестандартный угол,
  • поиск неочевидных закономерностей,
  • создание нового подхода.

Развитие креативности у школьников позволит легче справляться с домашними заданиями и учебными проектами, находить новый подход  к рутине, делать свою жизнь интереснее и насыщеннее. Дальше расскажем, как определить свой уровень креативного мышления и развить его.

Уровни развития креативности школьников

Создать мем на перемене, нарисовать скетч на полях тетради, написать четверостишие — тоже творчество и креатив. Не существует «креативных» и «некреативных» людей, существуют разные уровни креативного мышления.

Модель 4C — самая распространенная система оценки креативности. Ее придумали в 2014 году ученые Калифорнийского университета. Креативные идеи поделили на четыре уровня: от повседневных до гениальных. Модель 4C иллюстрирует, как идеи людей проходят по каждому из этих уровней, пока не достигают всемирного признания.

УровеньОписаниеПример
Mini-C — элементарныйЛично значимые идеи, которые появляются после интерпретации переживаний и опыта. Иногда идеи так и остаются идеями, не воплощаются в жизньКатя впервые нарисовала рисунок в школе
Little-C — повседневныйЛюди применяют творческий подход в ежедневных задачах. Ценность идей теперь замечают и другиеРисунок Кати понравился учителю, его повесили в классе. Дома Катя расставила карандаши в удобном порядке, чтобы долго не искать их
Pro-C — профессиональныйТакой креативный подход появляется у опытных людей. Годы тренировок, оттачивание навыков — и ваши идеи оценивают незнакомые люди. На этом этапе идеи могут приносить доходКатя рисовала всю школу, а после университета ее картины попали на локальные выставки. У Кати 5 000 подписчиков в соцсетях, и она делает картины на заказ
Big-C — мастерскийПризнание идей миллионами людей. Это исторические личности, чьи идеи могут жить сквозь векаКатя создала новое направление в живописи, открыла международную школу искусств и стала легендой среди художников

До последней ступени невозможно дойти без первых трех. Если сейчас вы не придумали гениальную идею, оцените, на каком из уровней находитесь. Помните, что переход к профессионализму требует опыта и времени.

Факторы развития креативности школьников

Путь к последней ступени креативного мышления зависит не только от вас. На развитие влияют родители, друзья, учителя, поддержка и критика окружающих. Прокачивать навык креативности придется самому, но поддерживающая атмосфера ускорит этот процесс.

Факторы можно поделить на две категории: внутренние и внешние. К внутренним отнесем действия и привычки, которые можно привить самому. К внешним — обстоятельства, на которые влияют окружающие.

Внутренние факторы

Тренировки. Любой навык требует времени. Чем чаще вы подходите к чему-то креативно, тем быстрее это войдет в привычку. Открывать стартап необязательно — можно, например, создавать истории с любимыми персонажами игр, рисовать новых существ для вселенной «Гарри Поттера», придумывать игры для ночевок.

Расписание. Ввести тренировки в ежедневную рутину — значит выработать систему. Когда в очередной раз придется придумать что-то нестандартное, это станет привычной задачей, которая уже не пугает.

Оценка. За оценкой работы можно обратиться к учителю или другу, но и вам самим стоит выносить оценку своим творческим решениям. Посмотрите, нравится ли вам результат, чтобы вы изменили, а что взяли бы на заметку для реализации других идей.

Хобби. Креатив — это не только про рисование или музыку. Написать код, приготовить блюдо, сочинить сценарий для школьного спектакля — это всё креативность. Найдите сферу, в которой вам хочется себя проявлять.

Такие креативные тренировки используют и взрослые: в креативных бюро или студиях, в университетах на творческих направлениях. Чем раньше привить себе эту привычку, тем легче будет потом применять творческий подход.

Внешние факторы

Внимание близких. Семья влияет на уровень креативного мышления, желание делиться идеями и находить новые решения. Чем чаще родители дают простор для творчества, тем легче детям проявлять себя. Важно, чтобы семья поддерживала идеи и не критиковала за каждую ошибку — иначе у ребенка не появится страх, что он делает что-то не так.

Отношения с друзьями. Безопасная и дружелюбная атмосфера благоприятна для развития креатива. Друзья не осудят, а значит, вы не побоитесь предложить любую свою идею.

Поддержка учителей. Поощрять идеи и поддерживать поиск новых решений — так учителя могут вдохновлять детей генерировать идеи и делиться ими с окружением.

Вдохновение. Выставки, мастер-классы, лекции — чем больше источников вдохновения, тем быстрее и легче будут появляться новые идеи. Примеры нужны и для профессионалов своего дела: спецы могут просмотреть сотни чужих работ, чтобы загореться своей идеей, не похожей на другие.

Если вам удастся собрать бинго из этих факторов, сможете развивать креативное мышление с новой скоростью и большим простором.

Как проверить уровень креативного мышления

Психологи разработали множество форматов оценки креативности: от тестов до упражнений. Часто для оценки нужен человек со стороны, но некоторые можно пройти и самостоятельно. Например, тесты Торренса и Брунера.

Тест Торренса

Элис Пол Торренс — американский психолог, исследовавший природу творчества. Его тест используют при найме, чтобы оценить способность кандидатов находить нестандартные решения. Изначально в тесте было 12 заданий, но чаще применяют 3 из них.

Тест 1. Нарисуйте картинку

креативность школьников

Перед вами лежит картонная фигурка. Цвет фигуры может быть любой. Ваша задача — переложить фигурку на белый лист бумаги, дорисовать и дать ей название.

Например, к белому овалу можно дорисовать два круга сверху, и получится снеговик. Разные цвета будут стимулировать разные ассоциации.

Тест 2. Завершение фигуры

Предлагается 10 линий. Каждую из них нужно дополнить новыми, чтобы получился рисунок. Законченной картинке также нужно дать название.

развитие креативность школьников

Тест 3. Повторяющиеся линии

Перед вами 30 пар линий. Между каждой из них нужно нарисовать уникальный рисунок.

формирование креативного мышления школьников

Решения оцениваются по пяти критериям:

  • беглости,
  • оригинальности,
  • разработанности или детальности,
  • сопротивлению замыканию,
  • абстрактности названий.

Тест Брунера

Джером Сеймур Брунер — американский психолог, исследователь когнитивных процессов. Его тест определяет, какой тип мышления проявляется у вас больше остальных.

Для самостоятельной оценки есть 70 суждений. Отметьте плюсом те, с которыми вы согласны. Каждое из суждений относится к одному из пяти видов мышления:

  • предметному,
  • символическому,
  • знаковому,
  • образному,
  • креативному.

Нужно посчитать, сколько суждений, с которыми вы согласились, относится к каждому из видов:

  • 0–5 суждений — низкий уровень,
  • 6–9 — средний уровень,
  • 10–15 — высокий уровень.

Если вы согласились с 12 «креативными» суждениями — поздравляем, ваше креативное мышление развито на высоком уровне!

Тест Гилфорда

Оценить, насколько ваши идеи нестандартны, поможет тест Гилфорда. Джой Пол Гилфорд — американский психолог и создатель модели структуры интеллекта. В его тестах нужно придумывать необычные сценарии для обычных вещей.

Есть несколько способов:

  1. Варианты использования предметов. Например, за три минуты нужно придумать нестандартное применение тарелке.
  2. Последствия ситуации. Создать сценарии гипотетической ситуации за три минуты. Например, что будет, если всех учителей заменят роботы. 
  3. Словесная ассоциация. Перечислить за три минуты как можно больше свойств предмета. Например, простого карандаша.

Ответы оцениваются по трем критериям:

  • беглости,
  • гибкости,
  • оригинальности.

Тест ученых Гарварда

Это нестандартный тест, чтобы найти в вас дивергентное мышление. Суть теста — придумать 10 слов, максимально далеких друг от друга по значению. Например, между «компьютером» и «телефоном» близкая связь — это гаджеты. Связь между словами «ножницы» и «закат» слабая — они из совершенно разных сфер. 

Слова нужно вводить на английском языке, но можно перевести их и затем вписать в тест, главное — значение слова. В результате вам покажут процент нестандартного мышления и насколько несвязанные были слова.

Как развить креативное мышление

Некоторые из тестов — сами по себе хорошие упражнения для развития креативности. Их можно проходить для тренировки. Поделимся и другими креативными заданиями для школьников и взрослых.

Метод «Шесть шляп мышления» 

Такой способ разработал Эдвард де Боно — британский психолог и эксперт в области творческого мышления. Упражнение учит решать проблему через разные подходы. 

Каждая шляпа — один подход. Чтобы найти нестандартное решение, эти шляпы нужно «надевать» по очереди. Так вы примените несколько подходов и придете к креативному выходу из ситуации:

  1. Синяя шляпа — для постановки целей и отслеживания результатов. Эту шляпу «надевают» в начале и в конце. В начале — чтобы поставить цель и спланировать путь к ней. В конце — чтобы оценить, как этот путь был проделан.
  2. Белая шляпа — для оценки имеющейся информации. Посмотрите, какие факты есть на руках, а какие придется добыть. Порассуждайте, где найти недостающую информацию и как использовать ту, что есть.
  3. Черная шляпа — для пессимизма. Нужно выявить негативные сценарии и найти риски.
  4. Желтая шляпа — для оптимизма. В противовес черной шляпе нужно оценить все возможные плюсы.
  5. Зеленая шляпа — для нестандартных идей. «Находясь» в этой шляпе, нужно придумать, как развить идеи, которые пришли вам в голову. Здесь не нужна критика, нужно генерировать как можно больше идей из всех данных, что у вас есть.
  6. Красная шляпа — для интуитивных решений. Прислушайтесь к внутреннему голосу — к какому решению вы склоняетесь? 

«Шляпы» можно надевать в любом порядке, главное — давать каждой высказаться. Эта методика поможет посмотреть на проблему со всех сторон и найти подходящее решение.

Десять идей в день

Кажется, придумать хотя бы одну идею — задача со звездочкой. С частой практикой она покажется проще. Инновационные идеи необязательны, можно остановиться на простых. Любая идея, что придет вам в голову, полезна. 

Попробуйте детализировать ее, оценить плюсы и минусы, подумать, с чего бы вы начали ее воплощать. Например, как бы вы поменяли предметы в школе, чтобы ученикам было интереснее учиться? Или какой девайс создали бы, чтобы обучение проходило быстрее и проще?

Главное — выполнять упражнение регулярно. Так идеи сами будут приходить вам в голову.

Анализ информации

Мимо нас проходят сотни и тысячи новостей, постов, сообщений и других коммуникаций. Мы учимся отделяться от них, но иногда информационный шум можно использовать на пользу себе. Например, проанализируйте: какие рекламные видео вы видите чаще всего? чем отличается реклама доставки еды от рекламы сотовых операторов?

Способность задавать вопросы, находить связи и различия — важный фактор для развития креативности. Удобно развивать эти навыки в школе, например на уроках истории.

Фрирайтинг

Отличное решение для любителей фантазировать. Вам понадобится таймер на 10 минут и ручка. Вспомните проблему, о которой вы хотели бы поразмышлять. Например, «куда поступать после школы». Поставьте таймер и начните писать.

У упражнения есть несколько правил:

  • Не редактируйте текст, пока пишете: не зачеркиваете неверно написанные слова или несуразные мысли. Записывать можно даже мысли вроде «Не знаю, как продолжить» — пишите всё, что приходит в голову.
  • Пишите быстро, не останавливайтесь и не размышляйте перед записью.
  • Не бойтесь отклоняться от темы. Если у вас появилась сторонняя мысль, запишите и ее.
  • Если вам скучно, грустно, задача надоела, пишите об этом. Попробуйте перенести на лист все мысли за эти 10 минут.

Когда таймер прозвенит, заканчивайте. Теперь перечитайте всё, что написали, и выделите маркером главные мысли. Эти идеи вы можете развить дальше вне упражнения.

Как креативность влияет на обучение в школе

Задачи в школе иногда кажутся рутинными и неинтересными. Например, требования к сочинению не дают разойтись в размышлениях или придумать новый подход. Если в учебном заведении используют креативные задания и игры для школьников, вероятность проявить себя становится выше. 

Например, игровые методики помогают легче усваивать материал. Творческие проекты и мастер-классы помогают разнообразить занятия и вытянуть их из рутины — причем делать это можете вы сами. Скажем, на занятиях с друзьями в библиотеке.

Креативные методики влияют на успеваемость. Мультимедийные презентации и интерактивные задания помогают быстрее и лучше усвоить материал. Творческие проекты помогают развить аналитическое и критическое мышление, а там и до золотой медали рукой подать.

Если учителя не уделяют внимания формированию креативного мышления у школьников, творческий подход можно внедрить самостоятельно. Например, подготовьте лист и покрасьте его в голубой — это будет вашим морем. За каждую решенную задачу добавляйте в море по рыбке или растению. Так у вас появится мотивация решать задачи чаще и быстрее.

Как креативность пригодится в будущем

Креативность способствует улучшению памяти и концентрации, так как тренирует мозг на постоянное поисковое мышление. Креативные упражнения снижают стресс и улучшают эмоциональное состояние — человек концентрируется на задаче и дает волю своим идеям. Человек выражает эмоции и мысли точно и ярко, что помогает лучше понимать себя.

Креативность школьников пригодится и в университете, где важно аналитическое мышление и самостоятельное решение проблем. Креативность поможет проявить себя на проектах и заданиях, а еще позволит знакомиться с новыми людьми и интереснее общаться в коллективе.

Креативность ценится в любой сфере — от медицины до продаж. Предпринимателями становятся люди с уникальными идеями, а творческие люди находят свою аудиторию. Взрослые с креативным мышлением чаще находят равновесие между работой и личной жизнью.

Важно помнить, креативность — это не темперамент, который не изменить. Это такой же навык, как умение готовить или писать код. Чем чаще вы прокачиваете этот навык, тем проще будет применять его во всех сферах жизни. Главное — сделать первый шаг!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments