Тратить долгие годы на высшее образование или строить карьеру сразу после школы — вот в чем вопрос. В этой статье разбираемся, кем можно работать без высшего образования и сколько получится зарабатывать.
В этой статье:
Без высшего образования: какие шансыЧто дает высшее образование на самом делеЧто делать, если диплома нетКуда пойти работать без диплома о высшем образовании: список профессийКак найти первую работу без высшего образованияЧто делать, если не взяли на работу с первого разаБез высшего образования: какие шансы
Зачем нужен диплом о высшем образовании? Наличие вышки может быть преимуществом, но уже давно не является обязательным условием для трудоустройства. Конечно, есть ряд всем известных профессий — например, врач, юрист, архитектор, инженер, — в которых работать без высшего образования непредставимо.
В иных случаях корочка редко является строго обязательной. О ней не упоминают в списке требований к кандидату. Если же высшее образование заявлено как желательное, часто современный работодатель даже не проверяет его наличие.
Куда важнее развитые профессиональные способности (hard skills) и социально-эмоциональные навыки (soft skills), которые подтверждаются на собеседованиях и при решении тестовых заданий.
Что дает высшее образование на самом деле
При этом наличие высшего образования может выгодно выделить анкету соискателя при отборе HR-специалистом. При первичном скрининге резюме наниматель тратит около 15 секунд, оценивая опыт и знания претендента.
Наличие строчки об окончании вуза сразу сообщает ему, что соискатель, скорее всего, дисциплинирован, умеет преодолевать трудности, искать и обрабатывать информацию, доводить начатое до конца. Вот что дает высшее образование на работе.
Кроме того, во время обучения в университете студент:
- Развивает коммуникативные навыки. Умение эффективно доносить свои мысли устно и письменно ценится любым работодателем.
- Приобретает опыт работы в команде. Во время работы над университетскими проектами студент учится сотрудничеству, умению договариваться, делегировать задачи, получать и оказывать поддержку для достижения общих целей.
- Расширяет кругозор. Помимо узкой специализации, в университете дается фундаментальное образование. Это понимание основных принципов и концепций в естественных, гуманитарных, социальных науках.
Что делать, если диплома нет
Диплом может стать билетом в профессию, но это далеко не единственный способ продемонстрировать работодателю свои сильные стороны. Задача — донести вашу ценность. Вот какими способами это можно сделать.
Отразите свой опыт в сопроводительном письме
Нередко кандидаты пренебрегают сопроводительными письмами или направляют письмо-отписку, не вникая в специфику и ценности компании. Грамотно составленное мотивационное письмо может выделить вас среди сотни других кандидатов и повысить ваши шансы. Вот три кита хорошего сопроводительного письма: саммари, целевое описание опыта, мотивация.
Перед написанием сопроводительного подумайте над следующими вопросами:
- Какие ключевые качества и опыт делают вас классным профессионалом в своей области?
- Каков ваш релевантный опыт для вакансии, на которую вы откликаетесь?
- Почему вы хотите строить карьеру именно на этой позиции и в этой компании?
Создайте портфолио с кейсами
Портфолио — ваша визитная карточка. В нем нужно отразить свой профессионализм через рабочие кейсы. Стоит выбрать те, которые покажут, что у вас есть навыки, необходимые именно для этой вакансии. Описать кейс можно, опираясь на модель STAR:
S — Situation — какая задача перед вами стояла и какую проблему вы решали своей работой.
T — Task — какие были вводные и ограничения, в которых работали.
A — Action — с какой идеей вы пришли решать проблему и что удалось предпринять для закрытия цели. Важно описать процесс вашего мышления: от чего вы отталкивались, как анализировали рабочую ситуацию, как отрабатывали обратную связь.
R — Result — покажите, что получилось. Продемонстрируйте результат в цифрах, метриках, с помощью отзыва заказчика.
💡 Чтобы с вашим портфолио было легко ознакомиться, сверстайте его в удобной для вас программе. На помощь придут PowerPoint, GoogleDoc, Canva, Notion. Убедитесь, что ссылка на портфолио, которую направляете рекрутеру, корректно отображается на смартфоне и декстопе, а доступ по ней открыт.
Получите дополнительное образование
Продемонстрировать работодателю компетенции помогут дипломы или сертификаты учебных курсов. Их стоит выбирать, ориентируясь на требования работодателей.
Изучите, какие навыки и умения важны для нанимателей, и поищите, где и в какие сроки вас могут подготовить. Например, продуктовому копирайтеру не принесет пользы курс сценарного мастерства, зато будут полезны курсы по коммерческой редактуре, брифингу, работе в Figma.
Кстати, многие курсы выстроены так, что после обучения у вас будет не только сертификат, но и готовое портфолио с учебными кейсами.
Куда пойти работать без диплома о высшем образовании: список профессий
Сегодня появляется всё больше digital-профессий, в которых можно построить карьеру без высшего образования. Более того, есть профессии, которые зародились относительно недавно, и в вузах просто нельзя на них выучиться. Ниже список из востребованных онлайн-профессий, которым можно выучиться самостоятельно или на курсах и зарабатывать без высшего образования.
SMM-специалист
Чем занимается: SMM-специалист занимается продвижением бренда, товаров или услуг через социальные сети. Он продумывает стратегию, через какой контент и как нужно разговаривать с целевой аудиторией, а затем создает и выкладывает контент в социальных сетях: «ВКонтакте», Telegram и других.
Сколько можно зарабатывать: SMM-специалисты востребованы и могут просить за свой труд от 50 000 до 150 000 рублей.
Трафик-менеджер
Чем занимается: этот специалист анализирует целевую аудиторию, выдвигает гипотезы, на каких каналах она обитает и где может увидеть рекламу продукта, настраивает и запускает рекламные кампании, а затем анализирует их ход.
Сколько можно зарабатывать: трафик-менеджерам готовы платить 50 000 – 100 000 рублей.
Специалист по контекстной рекламе
Чем занимается: задача специалиста в том, чтобы пользователь, посещая разные сайты, постоянно натыкался на рекламу нужного продукта. Для этого контекстовик анализирует показатели Яндекс.Метрики, подбирает частотные слова, оптимизирует объявления заказчика.
Сколько можно зарабатывать: зарплата в этой сфере — от 50 000 до 150 000 рублей.
Специалист по поисковому продвижению
Чем занимается: этот спец сфокусирован на корректной работе и выдаче сайта клиента. Он проводит аудит сайта для выявления проблем, которые могут влиять на позиции в поисковых системах и доходимость клиентов до совершения действия. Кроме этого, он анализирует поведение пользователя и выдвигает гипотезы, как увеличить конверсию.
Сколько можно зарабатывать: зарплатная вилка специалиста по поисковому продвижению — 80 000 – 150 000 рублей.
Копирайтер
Чем занимается: этот специалист создает тексты — статьи, SEO-тексты, пресс-релизы, рекламные слоганы, e-mail-рассылки, лендинги, — чтобы привлечь внимание к продукту, услуге или бренду и рассказать об их преимуществах.
Сколько можно зарабатывать: в среднем от 20 000 до 80 000 рублей в месяц.
Программист
Чем занимается: программист участвует в разработке программ, приложений, сайтов. Его работа заключается в написании кода. В зависимости от области навыки программистов разнятся. Можно заниматься фронтенд-разработкой, писать код для мобильных приложений, разрабатывать игры, развивать искусственный интеллект.
Сколько можно зарабатывать: зарплата зависит от опыта и квалификации. Джуны получают от 50 000 до 80 000 рублей, мидлы — от 80 000 до 250 000, синьоры — от 300 000 до… Потолок обозначить трудно: востребованные специалисты могут просить за свой труд крупное вознаграждение.
Тестировщик
Чем занимается: тестирует продукт разработки, находит ошибки и сообщает о них команде разработчиков. Кроме того, тестировщик может консультировать пользователей, которые взаимодействуют с продуктом.
Сколько можно зарабатывать: тестировщик может зарабатывать от 60 000 до 120 000 рублей.
Как найти первую работу без высшего образования
Найти первую работу — это вызов. Но если грамотно подойти к вопросу, поиск может продлиться недолго. Важно понимать, что любой работодатель в первую очередь хочет узнать, есть ли у вас необходимые навыки, чтобы закрыть его запрос. Ваша цель — доказать это с помощью портфолио и мотивационного письма.
🔑 Чтобы найти кейсы и составить портфолио, необязательно иметь реальный опыт работы. Вы можете попросить у знакомых, работающих в искомой сфере, тестовые задания или поискать на биржах фрилансеров задачи и вызваться сделать их. Затем советуем описать проделанную работу по системе STAR, о котором мы рассказывали выше.
Сайты по поиску работы
Разместите свое резюме на популярных джоб-бордах — сайтах с объявлениями о вакансиях. Например, на HeadHunter, Superjob, Rabota. Кроме того, это отличный инструмент для исследования рынка. Изучите, какие есть компании, что у них за вакансии и какие требования к кандидатам выдвигают.
Каналы с вакансиями в социальных сетях
Telegram стал популярной платформой для поиска работы среди людей креативных индустрий. И вот почему: вакансии размещаются без посредников, то есть соискатель сразу может выйти на эйчара и получить быстрый отклик. Кроме того, каналы отличаются по тематике — можно следить только за теми, которые публикуют релевантные позиции.
Вот несколько популярных ресурсов для поиска:
- Работа талантам + удаленка и фриланс
- «Карьера» The Blueprint
- Копирайтер, редактор — удаленная работа
- Норм работа
- Работа с текстами — вакансии
Сайты компаний
Еще лучше, когда у вас есть желание работать в определенной компании. Работодатель заинтересован в тех, кто знает, чего хочет, и может аргументировать свое желание трудиться именно на него.
Так наниматель может спрогнозировать, что вы останетесь с ним на долгое время и будете развивать его продукт. На сайтах компаний часто есть вкладки «Вакансии» или «Карьера». Забросьте свое резюме и мотивационное письмо по указанным контактам, сообщив, что хотите начать карьеру именно у них.
Друзья и родственники
Для пущей эффективности сообщите вашему окружению, что вы в поиске работы, и расскажите, чем именно можете быть полезны. Не недооценивайте силу сарафанного радио!
Что делать, если не взяли на работу с первого раза
Пройдите стажировку
Один из способов попасть в компанию мечты — через стажировку. В крупных корпорациях есть отделы по работе с талантливой молодежью и взращиванию кадров с нуля. Например, на регулярной основе отбор проводят «Альфа Банк», Ozon, «Яндекс».
Прокачивайте скиллы
Проанализируйте запрос рынка и сформулируйте, каких навыков вам не хватает для желаемой позиции. Затем постарайтесь прокачаться с помощью образовательных материалов, например, на YouTube. Параллельно можно откликаться на задания на онлайн-биржах и улучшать свое портфолио.
Подождите и попробуйте снова
Поиск работы занимает в среднем от 3 до 6 месяцев, так что не опускайте руки, если не получилось с первого раза. Выработайте стратегию: составьте таблицу целевых компаний, отслеживайте свои отклики и обратную связь и пробуйте снова.