Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как писать конспекты, которые помогут в учебе

10.06.2024 Обновлено 04.09.2024 520
Редакция
Материал создан общими усилиями нашей команды

Конспектирование — настоящее искусство, которое особенно пригодится в колледже или институте, где иногда приходится писать со скоростью звука. Освоив оформление конспектов, вы сможете смело присвоить себе звание мастера по структурированию информации. Рассказываем о методах конспектирования и делимся советами, которые помогут быстро, качественно и кратко записывать любые знания.

В этой статье:

В чем польза конспектовПять видов конспектовМетоды конспектированияШесть ошибок при конспектированииПолезные советы при составлении конспектов
как писать конспект

В чем польза конспектов

Чтобы перейти к способам систематизации информации, нужно разобраться, что такое конспект. Так называют структурированную фиксацию данных, терминов, мыслей, идей. Конспектировать можно не только устные лекции или прочитанные книги, но и аудио- и видеозаписи.

В результате конспектирования вы получаете структурированный материал, который состоит из тезисов, схем, таблиц, пунктов и даже рисунков. Все эти записи позволяют провести анализ данных, запомнить и сохранить информацию, к которой можно вернуться в любой момент и восстановить в полном объеме.

Конспектируя, вы выделяете главное, фиксируете ключи к тексту, выявляете суть, создаете структуру. Всё, что понадобится, будет отражено в виде кратких, но емких по содержанию записей. 

А еще конспект помогает в запоминании объемных данных. При чтении или во время слушания задействована краткосрочная память. Когда мы что-то конспектируем, то переводим информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную. Здесь запускаются не только слуховые и мыслительные процессы, но и зрительная память. 

Структурированное письмо позволяет лучше концентрироваться на теме или отдельной мысли. Наш мозг в такие моменты проявляет мыслительную активность, анализирует, старается запомнить, а не пассивно выслушивает очередную лекцию. Такое восприятие глубже погружает в учебный процесс, помогает легче применять теорию на практике.

Пять видов конспектов

Структурировать информацию можно по-разному. Есть классические варианты оформления, а есть необычные, но не менее эффективные методы.

конспект

План-конспект. Основа — план, который нужно составить самостоятельно или взять у преподавателя. По мере прочтения книги или прослушивания лекции каждый пункт заполняется содержанием и комментариями. Такая структура кратко и емко раскрывает все пункты темы, помогает быстро ориентироваться в вопросах, находить на них ответы.

Схематический план. В основе схемы — связанные между собой вопросы. На каждый такой находится ответ по мере чтения или прослушивания информации. В результате получается сжатое содержание текста: тезисы, краткие выписки.

Текстуальный конспект. Этот способ оформлять данные подойдет для тех, кто работает с художественной литературой, где важны высказывания автора или героя произведения. Здесь нужно выписать главные цитаты и дополнить их терминами.

Графический конспект. Такой способ подходит для конспектирования технических данных. Оформить текст можно таблицами, графиками, схемами, пометками-расшифровками.

Свободный конспект. Эта разновидность сочетает разные способы записи информации: таблицы, рисунки, цитаты, планы. Если нужно максимально подробно изложить тему, подойдет этот вариант.

Методы конспектирования

Необязательно использовать классическую схему оформления. Существует множество способов, как писать конспект, чтобы лучше запоминать и восстанавливать в памяти услышанное или прочитанное.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Уолтер Паук разработал способ конспектирования информации, который активно используют студенты американских и европейских вузов. Перед началом записи нужно разделить лист А4 на несколько блоков:

Дата
Тема
ОсновноеЗаметки




Выводы

В верхних полях укажите дату и тему. В колонку «Заметки» кратко записывайте предоставленные данные. Можно делать отступы между предложениями, чтобы дополнить сведениями. В колонке «Основное» выделяйте главное: цитаты, тезисы, термины, формулы, даты.

Нижнее поле заполняется последним. Желательно это сделать после занятий. Выводы — это резюме того, что вы услышали или прочитали.

Боксы

Чтобы воспользоваться этим способом, нужно разделить тему на блоки. В каждом боксе описываются отдельные факты — структурированные сведения. Плюс такого оформления в том, что он позволяет сфокусировать внимание на определенном аспекте.

Вот пример такого бокса:

Тема
Личность
• Годы жизни,
• место рождения,
• деятельность,
• факт 1,
• факт 2 и так далее

В блоках удобно записывать данные о деятелях культуры, исторических личностях. Также можно сопоставлять термины, события, явления.

Нумерация

Если хотите лаконично фиксировать информацию, попробуйте этот способ. Главная мысль — это тезис, он умещается на одной строке. Каждый тезис имеет порядковый номер, выделенный цветом.

Нумерация позволяет кратко и четко выделять суть. Кроме того, вы сможете быстро ориентироваться в записях и легко вспомните, о чем речь. Но не забывайте давать название теме — ее тоже нужно пронумеровать. Если идет отсылка к тому, о чем писали ранее, сделайте пометку, например «Смотри №7». Перекрестные ссылки — это как гиперссылки в цифровом тексте.

Таблицы

При формировании таблицы вы сводите несколько элементов в общую систему. Так можно делать сравнения явлений или предметов, выделять их преимущества или недостатки, описывать последовательность исторических событий с датами, именами, фактами.

Пример таблицы краткой биографии художников эпохи классицизма.

Имя художникаДата рожденияХудожественная школа, влияние других творцовКлючевые произведенияОсобенности стиля: цвет, композиция, сюжет

Если хотите составить таблицу, расположите лист горизонтально — влезет больше информации. И не забывайте о небольших отступах для дополнений и комментариев.

Индексы

Визуализация материала отлично помогает в его запоминании, анализе и углублении в тему. Индексы или значки в виде больших восклицательных знаков, вопросов, жирных пунктирных линий, квадратов, кружков, «облаков» — все это привлечет внимание и разнообразит вашу работу.

Индексы пригодятся, когда нет времени на раздумывание над структурой. Данные записываются быстро, а рядом ставятся значки, которые помогают всё структурировать. Например, большой восклицательный знак — выучить наизусть, пунктир — обратить внимание перед экзаменом, цветная или жирная рамка — главная мысль, а знак вопроса — спросить у учителя.

Ментальные карты

Один из самых творческих методов конспектировать содержание лекции или прочитанного материала. Для этого возьмите лист А4 и напишите в центре главную мысль — от нее будут тянуться ветви из пояснений, терминов и тезисов. Ключевую идею можно визуализировать, сделав поясняющий рисунок.

Каждую ветку можно расширить на несколько пунктов или соединить подветви отдельных ветвей. Чтобы не запутаться, не нужно расширять карту до десяти уровней. Иногда для раскрытия полноты темы достаточно 4–5 уровней.

Ментальные карты подходят для анализа литературных героев или усвоения сложных тем.

Свободные ассоциации

Этот метод также называют потоком или течением. В ассоциациях вы не копируете цитаты спикера, а пересказываете услышанное своими словами, опираетесь на собственное мнение по теме.

Течение помогает углубиться в материал, лучше его понять. При этом записывать мысли можно в любой форме: ментальными картами, боксами, схемами.

Однако поток не подойдет для темы, где важна точность сказанного.

Схемы

Схематический способ конспектирования — это разветвленная структура, которая состоит из основной темы и подтем в виде маркированных списков с краткими описаниями.

Можно составлять конспект для каждой отдельной темы или объединять их, постепенно расширяя структуру. Такой метод позволяет быстро анализировать информацию, воспроизводить ее в полном объеме.

Шесть ошибок при конспектировании

Чтобы конспект был структурированным, понятным и содержательным, не допускайте этих ошибок:

  1. Не используйте много эпитетов — иначе отвлечетесь от сути.
  2. Наоборот, не фиксируйте лишь пару слов из тезиса. С краткостью можно преувеличить, что приведет к потере смысла и содержания.
  3. Не пренебрегайте планом и структурой, иначе в конспекте сложно будет разобраться и он потеряет свой смысл.
  4. Не забывайте про связи между предложениями и фактами, чтобы сложилась общая картина.
  5. Не записывайте дословно. Во-первых, так вы ничего не успеете, а во-вторых, пропустите этап осмысления полученной информации.
  6. Избегайте обрывки тезисов и незаконченных предложений. Если не успеваете записывать во время урока или пары, закончите конспект после занятий.

Полезные советы при составлении конспектов

Мы разобрались, для чего нужен конспект и как он должен выглядеть. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам превратить конспект в эффективный учебный инструмент. 

  • Начинайте с плана работы. Полезно иметь представление, как будете структурировать тему.
  • Выделяйте термины, тезисы, цитаты, чтобы потом структурировать мысли в последовательную цепочку.
  • Не конспектируйте всё подряд. Основывайтесь на ключевых моментах, тезисах.
  • Пишите кратко, без вводных слов и фраз, которые не помогут в раскрытии темы.
  • Если уже что-то знаете, сделайте об этом пометку. Лучше записывать новую для себя информацию.
  • Не вдавайтесь в излишние подробности.
  • Используйте сокращения, аббревиатуры, индексы.
  • Всегда оставляйте поля для дополнительной информации и пометок.

Вот несколько идей, как вести конспекты аккуратно:

  • Новая тема — новый лист. При этом не забывайте начинать каждый информационный блок с нового абзаца. Оставляйте между блоками место для пометок или уточнений, расшифровок сложной терминологии.
  • Выделяйте заголовки. Это правило касается не только их, но и важных моментов в тексте. Выделения помогают в структурировании материала, привлекают внимание. Выделить можно цветом, пунктирной или волнистой линией. Черным маркером можно обозначить тему или заголовок, красным — главную мысль.
  • Используйте элементы визуализации. Разнообразьте текст таблицами, маркированными списками, нумерацией, знаками, схемами. Визуализация информации помогает лучше ее запоминать и прорабатывать.

Вести конспект можно в обычной тетради, на листах А4 или в альбоме для рисования. Также многие используют для конспектирования электронные блокноты, составляют презентации из слайдов. Цифровой помощник будет всегда под рукой, ведь его можно скачать в смартфон или планшет.

Другие полезные навыки, которые помогут учиться эффективно, поможет освоить личный наставник. Он научит вас методикам тайм-менеджмента, борьбы с прокрастинацией и проработки стресса. С этими скиллами вы сможете повысить свою продуктивность, улучшить успеваемость и учиться в удовольствие!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments