Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Что такое функциональная грамотность

17.06.2024 Обновлено 18.06.2024 421
Редакция
Материал создан общими усилиями нашей команды

Если в начале XX века, чтобы считаться грамотным, школьнику было достаточно уметь читать, писать, считать, то сегодня этого катастрофически недостаточно. Здесь в игру вступает функциональная грамотность. В статье рассказываем, что это такое, какой бывает грамотность и как ее развить.

В этой статье:

Расшифровка понятияЗачем развивать функциональную грамотностьИз чего состоит функциональная грамотностьРазвитие функциональной грамотности: рекомендации для школьников
функциональная грамотность

Расшифровка понятия

Впервые понятие функциональной грамотности (ФГ) было предложено советским педагогом, психологом, философом Алексеем Леонтьевым. Ученый подразумевал под ФГ правильное восприятие и принятие полученной информации. Леонтьев считал, что читать — недостаточно. Нужно понимать прочитанное, давать оценку информации.

В середине XX века термин трактовался на уровне освоения населением основных навыков: уметь читать, писать, считать. Важно было ликвидировать безграмотность, дать знания для решения бытовых задач.

В рамках современной школы функциональная грамотность — это более широкое понятие: способность эффективно пользоваться знаниями на практике, умение решать задачи разной степени сложности не только в рамках получения образования, но и в любой деятельности. Дети учатся чтению, письму, счету, познают естественные науки, развивают креативное мышление, сопоставляют свои взгляды с мнением окружающих людей, принадлежащих разным культурам.

Функционально грамотный человек не просто потребляет информацию, но работает с ней: находит то, что действительно нужно, фильтрует, анализирует, объективно оценивает данные, проводит фактчекинг и применяет полученные знания на практике.

В школе навык ФГ должен развиваться не только во время чтения — например, на уроках литературы, — но и на других дисциплинах. Поэтому задача наставника — формирование функциональной грамотности школьников на каждом уроке. Ведь по мере взросления детям придется сталкиваться с разными ситуациями, и могут понадобиться самые неожиданные умения.

Зачем развивать функциональную грамотность

Сегодня именно функционально грамотный человек считается примером получения высокого уровня образования. Академические знания по-прежнему важны, однако не менее важно уметь применять свои навыки в определенных ситуациях, а также искать нестандартные решения. Кроме того, современное обучение должно быть направлено на развитие абстрактного, творческого мышления у детей и подростков.

Итак, для чего нужна функциональная грамотность:

  • общение с людьми разных взглядов, культур;
  • нахождение выходов из сложных ситуаций;
  • выстраивание коммуникаций бытового и профессионального уровня;
  • успешное решение проблем из повседневной жизни;
  • построение связей между предметами: изучение, оценивание мнений и ситуаций с разных сторон.

Функционально грамотный ребенок ответственнее относится к учебе. Он увлечен процессом, находится в поиске ответов, четко формулирует свои мысли, ставит цели, расставляет приоритеты. Дети понимают, для чего они учатся и как это пригодится в жизни. У школьников появляется любовь к чтению: они глубже понимают прочитанное, начинают самостоятельно искать новые источники информации.

ФГ положительно влияет на весь учебный процесс, помогает улучшить успеваемость и эффективно подготовиться к экзаменам. В будущем такому человеку будет проще осваивать новые навыки, ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.

Из чего состоит функциональная грамотность

Вид функциональной грамотностиОписание
ЧитательскаяЧтение — это не просто сложение букв в слова, а слов — во фразы. Прочитать текст — значит понять, в чем смысл. Человек должен уметь своими словами рассказать, о чем произведение, сделать выводы, выделить основное и второстепенное, понять иносказание, представлять мир прочитанного во временных рамках, найти альтернативный вариант развития истории
МатематическаяДля чего обычному человеку математика, если все можно подсчитать на калькуляторе, а логарифмические уравнения вряд ли принесут какую-то пользу в решении бытовых ситуаций? Вот несколько причин:
• счет в уме поддерживает мозг в тонусе;
• вычисления разной сложности — отличная тренировка для оперативной памяти;
• знание логики математических вычислений помогает в решении бытовых ситуаций. Если вы не знакомы с вычислительной логикой, не сможете правильно пользоваться калькулятором, посчитать сдачу в магазине, оплатить коммунальные.

В математике главное — логика вычислений, а не сама арифметика
Творческое мышлениеТворчество — это не только про художников, писателей, танцоров. Мыслить творчески — это видеть привычные предметы под разными углами. Творческий подход поможет превратить рутинное занятие в увлекательное дело или найти креативное решение проблемы.

Творческое мышление, или креативность, — парная работа интеллекта и воображения. Поэтому образовательный процесс не должен загонять креативные стремления ребенка в рамки стереотипов
Критическое мышлениеМыслить критически — значит уметь отличать правду от подделки. В мире цифровых технологий такой навык особенно важен, например, когда с первого взгляда тяжело понять, где реальная картинка, а где работа искусственного интеллекта.

В развитии критического мышления помогают гуманитарные науки: история, философия, литература. На примере исторических событий, высказываний выдающихся личностей и деятелей культуры школьники учатся сравнивать разные точки зрения, оценивать важность исторических событий, выстраивать причинно-следственные связи
Эмоциональный интеллектЕсли у человека развит эмоциональный интеллект, он легко отличит эмоции, навязанные ему СМИ, рекламой, обществом. Этот навык помогает понять свои и чужие чувства, а также управлять ими
Гибкость умаЧеловеку важно поспевать за постоянно меняющимся миром: новыми технологиями, трендам, ритму жизни. Школьник не обязан зубрить теории, которые устарели и не пригодятся на практике.

Ребенку будет полезно учиться широко мыслить, искать нестандартные решения, уметь применять знания в привычных и неоднозначных ситуациях и при этом оставаться гуманным по отношению к другим людям, природе
Компьютерная грамотностьУже в младшей школе дети учатся взаимодействовать с девайсами и цифровыми продуктами. Здесь важно научиться работать с информацией из интернета: искать нужное, анализировать, отсеивать фейки.

Также компьютерная грамотность охватывает умение пользоваться базовыми программами: электронной почтой, приложениями для работы и учебы, социальными сетями, а также осваивать сетевую безопасность
Финансовая грамотностьЭта составляющая ФГ подразумевает, что человек имеет базовые понятия о том, как управлять своими финансами, принимает решения, которые помогают сохранить и приумножить благополучие.

Для отработки этого навыка школьники моделируют и проигрывают ситуации, связанные с банковскими услугами, продуктами, денежными операциями
Глобальные компетенцииДля развития этого навыка нужно научиться находить причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми, сообществами, странами, конкретными событиями.

Тот, кто освоил глобальную компетенцию, может применять свои знания в решении глобальных вопросов из области экологии, природопользования, экономики. Здесь важно и умение взаимодействовать с группой людей, представителями разных культур и взглядов

Развитие функциональной грамотности: рекомендации для школьников

Развивать ФГ стоит с раннего детства. Основной упор на формирование навыков делается в школе. В начальных классах важно выполнять задания, которые соответствуют их интересам, практическому опыту. Так учеба будет вдохновлять, а не загонять в рамки.

Вот несколько рекомендаций для развития ФГ у младших школьников:

  1. Геймифировать занятия. Изучение новых тем можно подкреплять наглядными примерами: физическими и химическими опытами, прикладными мастер-классами. Действия вовлекают детей в процесс, и они сами начинают предлагать варианты решения.
  2. Внедрять допобразование: кружки по предметам, развитию креативного мышления, компьютерной грамотности, творчеству.

В средней и старшей школах объем знаний увеличивается, возникают сложности в восприятии и анализе новой информации. Поэтому и здесь не обойтись без цифровых технологий, использования разных форматов занятий.

Для развития ФГ у старшеклассников помогут следующие рекомендации:

  1. Обсуждать глобальные темы: влияние урбанизации на климат, причин социального неравенства, продовольственной проблемы и других.
  2. Проводить исследовательские работы, участвовать в индивидуальных и групповых проектах по социологии, экономике, географии, истории, литературе.
  3. Изучать инструменты восприятия информации в интернете, анализа данных, обнаружения вирусного контента, фейков.
  4. Решать задачи по финансовой грамотности.

На что влияет функциональная грамотность? Это один из основных индикаторов образования, умение не только получать информацию, но и правильно ей распоряжаться: объективно мыслить, анализировать данные, оценивать ситуацию. ФГ помогает развить творческое и критическое мышление, инициативность, социальную ответственность, адаптивность личности к современности.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments