Что такое поколение Z
Людей, родившихся в конце 1990-х и начале 2000-х, называют центениалами или зумерами. Это первые люди на планете, чье детство прошло в тесном контакте со смартфоном и технологиями дополненной реальности. Сейчас зумеры составляют около 30% всех живущих в мире людей, поэтому ценности и смыслы центениалов активно изучаются социальными науками.
В этой статье:
Что такое поколение ZКак классифицируют поколенияОсобенности поколения ZПотребительские привычки поколения ZКак родителям общаться с детьми поколения ZТеория поколений помогает выделить типичные черты, которыми обладает зумер: творчество как высшая ценность, ярко выраженная индивидуальность, ориентация на ворк-лайф баланс, который в молодежном сленге означает гармоничное разделение времени между работой и личной жизнью. Это любознательные и вдумчивые люди, смотрят вглубь, ценят свободу, не понимают стремления к карьерным высотам. А еще они не способны представить жизнь без телефона, зависимы от интернета чуть менее, чем полностью, и испытывают трудности с концентрацией внимания.
Как классифицируют поколения
Теорию поколений предложили Уильям Штраус и Нил Хоув в 1991 году. Ее особенность в том, что ученые привязали ключевые исторические события к коллективным паттернам поведения и ценностям целых поколений. Рассмотрим на примерах:
- Представители послевоенного поколения, рожденные с 1946-го по 1963-й год «беби-бумеры», взрослели в условиях освоения космоса и под влиянием противостояния США и СССР. Эти люди — оптимистичные идеалисты, патриоты, трудоголики. Работа — превыше всего. У них традиционные семейные ценности и консервативный взгляд на действительность.
- Люди поколения Х, рожденные в 1964–1980 годах, сформировались под влиянием экономического упадка и перестройки привычных семейных ориентиров. Человек этой эпохи отличается прагматизмом, скептицизмом и нигилизмом. Типичный представитель — индивидуалист, способный быстро адаптироваться к любой турбулентности и сконцентрированные на материальном. Также это последнее поколение переговорщиков, превыше всего ставивших социальные взаимодействия и способность договариваться.
- Поколение Y, так называемые миллениалы, период рождения которых пришелся на 1981–1996 годы, росли в обстановке условной стабильности и активного развития технологий. Типичный миллениал описывается как эгоцентрик, любитель красивой жизни, который предпочитает саморазвитие карьере. Стремится к поиску смысла и взрослеет дольше, не торопясь съехать из родительского дома.
- Современное поколение зумеров составляют люди, рожденные с 1997 по 2012 год. С детства они тесно связаны с интерфейсами и девайсами, но остаются вдумчивыми и рефлексирующими. Его представители не расточительны в своих ресурсах, идеалистичны и слишком самоуверенны.
- С 2010 года начало рождаться поколение альфа, которое еще мало изучено. Исследования показывают служение идеалам как основную ценность этих совсем молодых людей, а также всеобщую технологизацию их жизни.
Теория поколений объясняет схожие черты ценностей и поведения людей, родившихся в близком историческом контексте. Рожденные на стыке поколений считаются «пограничниками», то есть они проявляют черты своего и соседних поколений. К тому же примерно каждые 80 лет основные ценности поколений повторяются, то есть прослеживается цикличность.
Особенности поколения Z
Социологические исследования дают нам представление, чем отличается поколение Z и каковы его характерные черты.
Проводят большую часть жизни в интернете. Существует шутка, что вначале такой ребенок берет в руки телефон, а уже затем учится ходить и говорить. При этом последующие поколения еще больше связаны с глобальной цифровизацией, и эта тенденция только усилится. Зумеры не делят общение на офлайн и онлайн, предпочитают удаленную работу и дистанционную учебу, с удовольствием покупают онлайн. Виртуальный мир плавно перетекает в их реальную жизнь. Из негативных эффектов такой плотной связи можно выделить типичные проблемы для представителя поколения: нарушение режима сна, тревожные расстройства, социофобия и FOMO — страх упущенных возможностей.
Многозадачны. Люди поколения Z практически всё в жизни делают, параллельно сидя в интернете. Скроллят ленту, одновременно болтая по телефону. Смотрят видео с YouTibe, принимая пищу. Слушают подкасты, ведя машину. Добавляют товары в корзину на маркетплейсе, решая рабочие задачи. Такая многозадачность повышает эффективность единицы времени, но и увеличивает нагрузку, что приводит к истощению нервной системы.
Отличаются клиповым мышлением. Представители поколения Z живут в мире борьбы за свое внимание, и им легче воспринимать всё в коротком и вызывающем яркие эмоции формате. Они скорее посмотрят по диагонали несколько статей, чем откроют книгу. Такие особенности восприятия информации отражаются на мышлении: зумеры испытывают сложности с концентрацией внимания, а их анализ ситуации зачастую поверхностный.
Толерантны и стремятся к равенству. Тревожатся о мировой несправедливости, частным примером служит их озабоченность темой глобального изменения климата. Стремятся создавать вокруг себя толерантное пространство и поддерживать нуждающихся.
Свободно мыслят. Открытые данные из разных источников дают им возможность быть независимыми в своих оценках и свободными от предрассудков.
Хотят заявить о себе. Это достаточно амбициозные молодые люди, которые думают о создании своего бизнеса и хотят изменить мир своей работой. О личной позиции центениалы заявляют в социальных сетях: интернет выступает инструментом гласности.
Умеют распоряжаться финансами. По данным исследований, большинство зумеров в России имеют финансовую подушку, стремятся получать доход из разных источников и ведут учет своего бюджета.
Ценят личную свободу. Представители поколения Z, чьи годы рождения пришлись на 1990-ые, ценят здоровый образ жизни — минимизируют или вовсе отказываются от табака и алкоголя, регулярно тренируются, ходят к психологу. Им неинтересны конфликты, они ведут себя доброжелательно. В плане баланса личного и общественного держат фокус внимания на себе, предпочитают удаленную работу по свободному графику.
Выбирают самообразование. По примеру старших поколений центениалы делают вывод, что диплом не гарантирует стабильного дохода. Поэтому вместе с формальным обучением выбирают самообразование. В фокусе интереса — знания, которые затем получится применять на практике, и зарабатывать на этом.
Стремятся получать удовольствие от жизни. Финансовое благополучие не является ценностью само по себе, но необходимо как средство достижения насыщенной эмоциями и событиями жизни. Рост в карьере для достижения статуса в компании поколение Z не интересует: они не станут терпеть нелюбимую работу или трудиться сверхурочно ради повышения. Важнее, чтобы работа соответствовала их ценностям и отражала причастие к какому-то важному общественному делу, а еще чтобы оставалось время на путешествия и отдых. Тренд на фриланс и дистанционную работу задают зумеры.
Уверены в собственной исключительности. Каждый зумер считает себя уникальным и не сомневается в исключительности. Из-за свойственной поколению дружелюбности это не приводит к конфликтам, ведь молодые люди не оспаривают право других чувствовать себя уникальными.
Демонстрируют традиционные семейные ценности. Ассоциируют счастье в том числе с браком по любви. Родители для этого поколения — больше партнеры, чем традиционные авторитетные воспитатели.
Не планируют наперед. Центениалы выбирают жить здесь и сейчас, ставят цели только на ближайшую перспективу и предпочитают не заглядывать далеко вперед, чтобы не жить скучно, как родители. Их модель счастья простая: это комфортная обеспеченная жизнь с приключениями и путешествиями — желательно сегодня, а не завтра.
Ценности поколения Z в основном крутятся вокруг баланса между социальными обязанностями и личной жизнью, принципом «удовольствие важнее денег» и существованием в двух мирах одновременно: реальном и виртуальном. Они стремятся принимать решения самостоятельно и предоставляют такое же право другим, не признают авторитетов. Их новый мир глобальный, без границ, с бесконечными возможностями для самореализации и самопрезентации. Завышенные ожидания и самооценка, стресс от обилия информации и слабые социальные навыки — таковы типичные характеристики представителей поколения, сленговое название которому — «цифровые аборигены».
Потребительские привычки поколения Z
Как потребляет, куда вкладывает и как в целом относится к деньгам поколение Z — эти вопросы достаточно хорошо изучены компаниями в России, которые рассчитывают на зумеров как на своих клиентов.
Перечислим отличительные черты молодых людей в потреблении товаров и услуг.
Покупают в онлайне и офлайне. Существование в реальном и виртуальном мирах одновременно находит отражение в покупательских привычках: поколению Z одинаково нравится посещать магазины и заказывать товары в интернете. В то же время по сравнению с миллениалами они активнее пользуются приложениями для покупок.
Выбирают бренды в соответствии с ценностями. Около половины зумеров, по данным исследований, бойкотируют отдельные бренды из-за идеологии компаний. Около трети — покупают товары, которые отражают их социальные убеждения. Экоповестка тоже имеет значение: две трети из опрошенных обращают внимание на экологичность бренда. Компании, которые придерживаются принципов социальной ответственности и борьбы с дискриминацией, а также демонстрируют внимание и заботу о клиенте, получают симпатии этого поколения.
Предпочитают реальные результаты. Представители поколения Z ценят продукты, которые нацелены на индивидуальные решения и действительно оказывают заявленный эффект.
Ценят глобализм. Положительно воспринимаются центениалами компании, которые дают им возможность взаимодействия с другими культурами и поддерживают многообразие, открытость мира.
Любят открытую коммуникацию. Чтобы бренд покорил сердца зумеров, ему достаточно вести активную деятельность в социальных сетях и демонстрировать похожие ценности. Если компания обеспечивает представителя поколения Z интересным контентом и интерактивными развлечениями, она получает нового клиента.
Благодаря доступности информации и важной роли самообучения центениалы активно интересуются инвестированием. Они начинают раньше вкладывать средства в сбережения и инвестиции и проводят в финансовых приложениях больше времени. Аналитика Банка России показывает, что около 4% всех клиентов составляют люди до 20 лет и еще 28% приходится на людей до 30 лет, то есть представителей поколений Y и Z.
Как родителям общаться с детьми поколения Z
Психологические особенности поколения Z, которые мы рассмотрели выше, требуют особого подхода в коммуникации. Вот что стоит делать, чтобы повысить эффективность общения с ребенком.
- Не давите, а вовлекайте. Обычно такие дети не приемлют авторитет, зато с удовольствием откликаются на сотрудничество. Вместо прямого давления создавайте возможность для обмена мнениями и выбора решений. Когда ставите задачу, находите пересечения со своими ценностями и озвучивайте их.
- Давайте исчерпывающую информацию. Поколение Z выросло в мире легкодоступной и разнообразной информации, это стало их ценностью. Дайте им предельно ясную информацию, коротко и по существу, сформулируйте задачу четко и обязательно объясните, зачем всё это нужно.
- Включайтесь в онлайн. Поколение гаджетов буквально живет в виртуальном пространстве. Хотите быть услышанными? Подключайтесь. Можно даже создать онлайн-сообщество, чтобы обсуждать общие вопросы, делиться знаниями и обмениваться актуальной повесткой.
- Проявляйте интерес. Задавайте вопросы о том, что волнует ребенка, попросите рассказать о тенденциях, чтобы лучше понять мир центениала. Пусть он научит вас пользоваться любимыми приложениями и социальными сетями. Это поможет наладить контакт и найти новые платформы для общения.
- Устанавливайте границы. Обсудите риски поведения в сети, установите правила жизни вне интернета. Планируйте досуг и активности в реальном мире, чтобы установить контакт с ребенком.
- Привлекайте по важным вопросам. Люди ценят, когда их мнение учитывают. Особенно это важно для подростков. Привлекайте их к обсуждению семейных вопросов, предоставляйте пространство для свободного обсуждения, чтобы они чувствовали себя частью команды.
Помните, что специфика поколения Z в том, что они эмпатичны. Молодым людям важно проговаривать то, что их беспокоит, и решать конфликтные ситуации диалогом. С ними точно получится договориться и найти компромисс, просто откровенно побеседовав на волнующую тему.
Сегодня зумеры составляют около трети населения планеты. Это с детства живущие в двух мирах, реальном и виртуальном, люди с особыми ценностями и чертами. Они многозадачны и активны, не боятся заявлять о себе и хотят оставить после себя след. Не планируют наперед, предпочитают выбирать не карьеру, а сбалансированную активную жизнь с увлечениями и путешествиями. Покупают онлайн и офлайн, выбирают бренды, близкие по духу. Готовы вкладываться в самообразование и рано начинают интересоваться финансами. Жизнь в мире глобальной цифровизации формирует их идеалы: свободный доступ к информации, критическое мышление, соцсети как инструмент гласности.
Чтобы найти подход к представителю поколения Z, достаточно демонстрировать похожие ценности, не бояться открытой коммуникации и выбирать вовлечение вместо прямого давления.