Дисциплина в школе – это свод правил, соблюдение которых способствует организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействию школьников с учителями и между собой, делает пребывание в школе комфортным.
В теории разделяют внешнюю дисциплину и внутреннюю, которая способствует формированию личности ребенка. Задача учителя — выработать внутреннюю. Выстраивая уроки методически грамотно, учитель сформирует у учеников непроизвольный интерес к предмету, и они не станут нарушать порядок в школе. Однако не всегда это работает. В одном классе учатся дети, воспитанные в разных семьях, одним с раннего детства привиты навыки соблюдения правил, другие не послушны с детства.
В зависимости от ситуации, для поддержания дисциплины в школе на уроках учитель использует убеждение или требование, при ее несоблюдении – различные виды наказания (кроме физических) — посадить ученика одного за парту, в случае повреждения школьного имущества — отремонтировать его самостоятельно или с помощью родителей и др. Убеждение – наиболее мягкая форма поддержания дисциплины, она не навредит школьнику, не травмирует психику, это первое, что должен попробовать учитель: продемонстрировать, каких успехов добьется ученик, следуя правилам. Однако не всегда это действенно.
Учитель вправе потребовать соблюдение дисциплины, предусмотренной в правилах школы. При ее несоблюдении, учителя ставят двойки по поведению, чтобы проинформировать родителей, задача родителей — повлиять на поведение детей.