Ошибки мышления при подготовке к ЕГЭ

14.02.2019 886
Тамара Коновалова
Тамара Коновалова
Коллекционирует яркие истории о поступлении и ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг — в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг — “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение? Этот случай — пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас.

ошибки мышления
Ошибки мышления — срочно остановить!

Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим). А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

Три ключевые ошибки мышления

1. Эффект якоря

Эксперимент выше показал прямую зависимость нашего мнения от уже известных цифр. Эта ошибка называется эффектом якоря и может значительно снизить наше стремление к обучаемости. У каждого в классе были отличники-любимчики и закоренелые двоечники. Первых учителя хвалили и мотивировали, а на вторых махали рукой и горестно вздыхали, приговаривая “Твоя участь — не больше тройки”. Из-за этого почти у всех в школе формировался “потолок” оценки, и учеба стопорилась.

Как бороться: эффект якоря настолько силен, что его можно побороть только другим, более невероятным эффектом якоря. Поставьте себе задачу получить на следующем занятии хотя бы 6:)

2. Иллюзия истины

Знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы в ложь поверили? Повторить ее много-много раз. Потому что наш мозг путает ощущение чего-то знакомого и ощущение истинности. Иллюзия истины — причина, по которой мы никак не осилим математику. Ведь всем известно, что она сложная, верно? 

Простые слова убеждают лучше сложных. Стихи воспринимаются как информация, обладающая глубоким смыслом. Чем проще и более структурированные данные, тем проще “проглотить” их, не анализируя.

Как бороться: на помощь неразборчивый почерк учителя, смазанные слайды и его монотонная речь! Стало страшно?:) Конечно, есть и более приятные способы обучения — чем ярче и живее урок, тем лучше запомнится материал. Преподаватели учебного центра MAXIMUM, например, строят объяснение, используя интересные факты из жизни учеников и шутки.

3. Эффект Даннинга-Крюгера

Это своеобразный парадокс. Новички преисполнены уверенности в своем профессионализме, а эксперты полны сомнений. Откровенно говоря, в первом классе пресловутая математика не кажется такой уж сложной, но скажите это нынешним выпускникам!

Как бороться: эффект Даннинга-Крюгера действует в любой области, но первая независимая проверка знаний расставит все по местам. Поэтому очень важен контроль со стороны: нужен человек, который не так близок, чтобы давать поблажки, но и такой, перед которым не страшно признать свои ошибки.

Читайте в других статьях о том, как бороться с когнитивными искажениями при выборе профессии и вуза и во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Поделиться

Комментарии

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments