Наш преподаватель русского языка Ирина Дору-Тавт не просто рассказала, как подбирать аргументы в итоговом сочинении и будут ли учитывать ошибки. Она показала пример идеального сочинения, которое точно получит «зачёт»!
В этой статье:
Как сформулировать тезисСколько аргументов нужно на итоговом сочиненииКак подобрать и оформить примеры в сочинении Будут ли учитывать ошибкиПример сочинения, которое получит «зачёт»
В своём канале Ирина рассказывает больше секретов, а мемы подбирает так, что никакие правила великого могучего не страшны!
Как сформулировать тезис
Придя в пункт проведения 3 декабря, ты получишь 6 тем на выбор. По 2 из 3 существующих разделов. Это часть критерия №1 – соответствие теме.
Самое главное, что тебе нужно написать – это чётко сформированный тезис. Как правило, тема сочинения даётся в формате вопроса, например, «Как литература формирует личность человека?».
Смело переписывай сам вопрос во введении и формируй тезис. Тезис – ответ на этот вопрос: «Литература – багаж знаний и мыслей, оставленный нам нашими предками, великими писателями и мыслителями».
И очень важно, чтоб вся твоя работа после введения – рассуждения, аргументы и т.д. – раскрывали именно этот тезис. Не уходите от своей изначальной мысли! Покажу, как это сделать на примере сочинения ниже.
Сколько аргументов нужно на итоговом сочинении
В твоем сочинении обязательно должны быть аргументы, раскрывающие твой основной тезис. Это критерий №2 – аргументы. И, что важно, это должны быть именно литературные примеры. Кино, игры и примеры из жизни в виде дяди Васи из соседнего подъезда не подойдут. Можно использовать любую литературу – отечественную, зарубежную и даже народное творчество.
Чтобы получить зачет по этому критерию – лучше писать два аргумента. Можешь взять два аргумента из разных произведений или даже из одного, если они по-разному раскрывают твой тезис.
Как подобрать и оформить примеры в сочинении
Чтобы подобрать аргумент, надо посмотреть на темы сочинений. Темы для Итогового не обновляются – все они будут из закрытого банка ФИПИ. Твоя задача – готовиться не к каждой теме, а иметь аргументы по всем трём разделам. Посмотрим на них:
- духовно-нравственные ориентиры человека
- семья, общество, отечество в жизни человека
- природа и культура в жизни человека.
Стратегия №1. Изучаем большие произведения сразу на несколько тем
Детально изучить масштабные произведения – «Капитанскую дочку» Пушкина, «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Отцов и детей» Тургенева. В силу своих размеров они затрагивают большое количество тем. И из-за этого вполне универсальны. Хоть вы и читали это в школе, помнят детально имена и персонажей далеко не все – поэтому это путь сильных.
Стратегия № 2. Повторяем короткие произведения по конкретным темам
Вторая стратегия – изучить произведения 15-минутки. Подходит тем, кто не читал произведения выше и хочет по-быстрому восполнить свой багаж аргументов. Да, чаще всего они не универсальны, но и прочитать их можно гораздо быстрее!
Будут ли учитывать ошибки
За это отвечают два критерия: №4, качество письменной речи, и №5, грамотность.
Четвертый, не самый сложный критерий, для «зачета» используй разнообразную лексику и грамматические конструкции. С грамотностью еще легче. По сравнению с сочинением ЕГЭ, на Итоговом на ваши ошибки практически закрывают глаза. Вы все ещё можете получить «зачёт», если в вашей работе на каждые 100 слов приходится не больше 5 ошибок. То есть при рекомендуемом объёме можно допустить аж 17 ошибок и все еще быть в рамках зачета!
Пример сочинения, которое получит «зачёт»
А как должно выглядеть итоговое? Есть ли какой-то эталон или пример сочинения? Идеального на всю страну примера, конечно, нет, но вот сочинение, которое получило «зачёт» по теме: «Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?»
Введение
Вопрос из темы + тезис (твой ответ на него) + небольшое раскрытие тезиса в виде твоего пояснения.
В современном мире, который стремительно меняется, опыт предыдущих поколений остается важным источником знаний и мудрости. Ценности наших предков не только формируют нашу национальную идентичность и историческую память, но и становятся опорой в моменты принятия сложных решений для каждого человека. Основываясь на уроках прошлого, мы учимся осознанно подходить к жизни, что позволяет избегать повторения ошибок в настоящем.
Аргумент №1
Приведи подходящий к теме эпизод из произведения и дай пояснение, как именно этот пример раскрывает твой тезис из вступления.
Так, в романе «1984» Дж. Оруэлла мы видим, как деспотичное государство неслучайно стремится создать выгодный вариант прошлого в памяти народа об исторических событиях. Автор показывает, как уничтожение связи с культурными и историческими традициями приводит к отчуждению людей, лишает их осознания происходящего. Главный герой, Уинстон Смит – маленький человек, пытается понять мир вокруг себя, постепенно вспоминая истинное прошлое. Ведь в произведении партия активно переписывает историю, чтобы контролировать восприятие людей, которые уже давно потеряли связь с предками и, как итог, не способны понять свое место в обществе и оценить текущие события адекватно. Это демонстрирует, как важно сохранять историческую память, дающую возможность осознавать опасность тоталитарной власти и ценить личную свободу.
Аргумент №2
Второй – аналогично. Можно поддержать мысль из первого аргумента, используя еще одно произведение. Пример сочинения не является эталоном – можете ввести и антипример. Так даже интереснее!
Опыт предыдущих поколений помогает сформировать человеческое достоинство потомков. Например, в книге «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына акцентируется внимание на том, как опыт страданий и репрессий прошлого оказывает влияние на людей в поисках истины и справедливости. Историческая память об этих событиях, заставляющая вновь и вновь прокручивать страшные картины насилия, становится основой для анализа политических и социальных процессов в современном мире. В произведении автор подчеркивает, что, несмотря на физическое и моральное уничтожение, заключенные продолжали находить в себе силы противостоять деспотизму. Этот опыт борьбы за человечность и свободу становится важным уроком для нас и будущих поколений.
Заключение
Переформулировать свой тезис и рассказать, какие его стороны ты раскрыл при помощи аргументов.
Таким образом, сохранение опыта предков и обращение к нему делают нас более сознательными и ответственными. Ведь история ярко демонстрирует важность многих человеческих качеств, о которых, к сожалению, спустя время многие забывают. Это во многом укрепляет нашу связь с культурными традициями, воспитывающими в нас добродетели, и помогает строить счастливое будущее для наших потомков.