Профессия ведущего на радио: смотрим на работу изнутри

14.02.2019 585
Тамара Коновалова
Тамара Коновалова
Коллекционирует яркие истории о поступлении и ЕГЭ

«Почему они такие бодрые и веселые в семь утра?» Если ты хоть раз задавался этим вопросом, по дороге в школу слушая радио, сегодня ты узнаешь ответ! О том, что из себя представляет профессия ведущего на радио, о шансах студента на хорошую зарплату и о подвешенном языке говорим с Анастасией Самсоновой, ведущей «Радио Мария».

Профессия ведущего на радио: смотрим на работу изнутри
Взрывай радиоэфиры

– Профессия ведущего на радио сейчас актуальна, если все переместились в интернет?

– Конечно! Обязанности ведущего зависят от радиостанции. Например, моя должность называется «Ведущий линейного эфира». Помимо того, что я как журналист готовлю несколько программ, я делаю еще много всего. Я сижу за микшерным пультом и разбираюсь во всех его кнопочках, огонечках, вывожу в эфир людей. Слежу за техникой, за микрофонами, настраиваю качественный звук.

В перерывах между прямым эфиром мы планируем сам эфир, составляем сетку (передач. – прим.автора) и плейлисты. Также мы запускаем видеотрансляции, подключаем музыку, сохраняем передачи в архив для Роскомнадзора, если им вдруг захочется послушать.

Но когда я работала в других редакциях, за пультом работал звукорежиссер, а радиоведущий занимался только наполнением программы. Это текст, «синхроны», «лайфы» («интерактивные» вставки в программу, когда в эфире звучит запись комментария человека, который не присутствует в студии – прим. автора), немного монтажа.

– Тогда главный вопрос: нужно ли современному подростку учиться на радиожурналиста, чтобы потом работать по специальности?

– Я сама закончила факультет журналистики СПбГУ, кафедру телерадиожурналистики. Почти все одногруппники работают на радио или связаны с ним. Но это не обязательное условие.

Здорово, если человек закончил журфак и представляет себе, что такое журналистика, для чего она нужна и если он прошел огромное количество стажировок в течение учебы. Однако и без опыта можно найти подработку на радио, даже если ты биолог, геолог или математик.

Главное – хорошо подвешенный язык и дельные мысли, умение структурировать свою речь.

– Наверняка вы давно для себя выделили положительные и отрицательные стороны в работе радиоведущего. Поделитесь?

– Во-первых, это совершенно точно не скучная работа. Иногда я даже немного завидую тем, кто сидит в офисе. Им надоедает однообразие, им на отдыхе хочется каких-то ярких впечатлений. Работа радийщика настолько насыщена событиями, что, когда ты приходишь домой после тяжелого трудового дня, хочется лечь и лежать. Эта работа затягивает, забирает много сил и энергии.

Во-вторых, это творческая профессия. Как бы ни говорили, что журналист работает по лекалам, журналист – творческая личность. У нас у каждого свой подход к текстам, мы через них раскрываем людей, раскрываем себя в эфире. Да, творчество – несомненный плюс.

Если вам интересна профессия ведущего на радио, но не уверены, подходит ли вам эта профессия — можете пройти профориентационный курс MAXIMUM. Консультация бесплатно!

Минусы вытекают из плюсов: невозможно быть радийщиком с 9:00 до 18:00. Ты постоянно думаешь над новыми темами, материалами: надо сказать главреду, что нам не хватает такого-то материала, нам нужно запустить такую-то передачу. Но с другой стороны, если человек искренне это любит и включен в процесс, у него много сил, то ему не надоест и это будет даже плюсом.

К тому же, любая работа в сфере медиа нестабильна: сегодня она есть, завтра ты на фрилансе, послезавтра уходишь в сферу, вообще с медиа не связанную. Да, у нас жесткая борьба за место под солнцем. Это мотивирует, заставляет развиваться. Но если хочется немножко расслабиться, в сфере радиожурналистики это невозможно.

– Какие качества должен иметь классный ведущий на радио?

– Во-первых, приятный голос – без этого никуда. Если на ТВ могут выкрутиться люди с не самым приятным тембром, но красивые внешне, у нас это невозможно. Голос – наш основной инструмент. Не может быть маляром человек, у которого артрит рук, нельзя сыграть красивую музыку на расстроенном фортепиано. Плюс, нужно быть человеком грамотным – это, думаю, в пояснении не нуждается.

Очень важно быть «живым» человеком, энергичным. Без энергичной подачи, без постоянного заряда активности невозможно реализоваться, даже если найти узкоспециализированное СМИ и занять там свою нишу. Человеку флегматичному будет довольно-таки трудно, работа радиоведущего требует постоянной отдачи.

К тому же, мозг должен быть очень прокачанным: нужно искать, отсеивать информацию, понимать, что понравится нашей аудитории. Даже во сне ты остаешься журналистом.

– Дайте совет нашим читателям: как студенту без опыта работы пробиться на хорошее радио да еще и с зарплатой?

– Например, прийти в редакцию, долго-долго там ходить, понравиться всем и поразить своим мастерством – тогда есть шанс стать хотя бы внештатником с минимальной оплатой. Либо неоплачиваемая стажировка.

– Допустим, наш студент устроился на радио. Что его ждет в плане карьеры?

– Радиожурналист начинает с корреспондента и делает коротенькие сюжетики. Потом получает свою рубрику, потом свою передачу, а позже и несколько передач. Дальше он становится редактором и работает уже с другими журналистами. Плюс, есть не только вертикальный, но и горизонтальный рост. Можно менять тематику радиостанции – переходить с молодежных на политические, с политических на музыкальные. Карьера в этой сфере зависит только от амбиций и возможностей конкретного человека.

Поделиться

Комментарии

Оставить комментарий

Уведомление о
avatar

wpDiscuz