Система дистанционного обучения в России развивается. Дистанционные курсы, программы и технологии образования вводятся в школах, колледжах, университетах.
Система дистанционного образования позволяет обучаться на расстоянии: студент живет на Сахалине, а обучается в вузе Москвы. Студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателем при помощи специально разработанного программного обеспечения. В рамках таких платформ проводятся вебинары, лабораторные, консультации, телеконференции и пр. Но система дистанционного образования предполагает самостоятельное изучение студентом материала.
У системы дистанционного образования есть ряд преимуществ. Так для вуза это снижение издержек при большем количестве студентов. При помощи ПО для дистанционного образования создается единая образовательная среда, формируется пул материалов: видео и аудио лекций, теории, программ, тестов и заданий, различной литературы. Для студента дистанционное образование – свобода выбора места и времени учебы, онлайн доступ к материалам вуза, библиотекам и др. Общение с преподавателем при помощи электронных форм связи, индивидуальная обратная связь. Материальные затраты студента снижаются.
Но система дистанционного образования имеет и слабые стороны. Так не проработан вопрос контроля, сложно идентифицировать, кто проделал ту или иную работу, единственным способом пока остается видео-связь. Для естественно-научных специальностей нужна специальная материальная база – проведение лабораторных по химии, биологии, генетике в режиме онлайн невозможно. Меньше сложностей с дистанционным образованием на гуманитарных направлениях подготовки, ряд технических специальностей тоже эффективно преподаются дистанционного: программирование, информационную безопасность и др.