Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Языковые нормы на ЕГЭ по русскому: что нужно знать

13.02.2023 Обновлено 04.05.2023 3147
Анастасия Зайцева
Преподаватель русского языка, сдала ЕГЭ на 100 баллов и окончила ВШЭ

Этот блок в ЕГЭ по русскому языку вызывает больше всего вопросов у выпускников. С орфографией и пунктуацией ученики знакомы еще с первого класса, а вот языковым нормам в школе уделяют не так много внимания. В этой статье рассказываю, какие языковые нормы проверяются на ЕГЭ по русскому и как подготовиться к заданиям 4–8 на максимум.

В этой статье:

Задание 4. ОрфоэпияЗадание 5. ПаронимыЗадание 6. Лексические нормыЗадание 7. Морфологические нормыЗадание 8. Синтаксические нормы

языковые нормы на ЕГЭ
Языковые нормы на ЕГЭ по русскому: задания 4–8

Этими и другими лайфхаками я делюсь на онлайн-курсе подготовки к ЕГЭ MAXIMUM ИЗИ. За 3 занятия в неделю вы освоите все темы из кодификатора, узнаете о ловушках и подводных камнях экзамена, напишете пробный ЕГЭ с разбором каждого задания. Я сама сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и знаю, как научить этому других. До встречи на курсе!

Задание 4. Орфоэпия

В этом году задание на нормы постановки ударений изменилось. Раньше выпускников просили найти одно слово, где ударение стоит неверно. Теперь же необходимо выписать номера слов, в которых ударение расставлено правильно. То есть поменялась не только формулировка задания, но и формат записи ответа. 

На мой взгляд, задание стало логичнее: нашему мозгу привычнее искать верные варианты, чем ошибки. Ведь их нужно заметить, вспомнить, как правильно, и уже потом убедиться, что это точно ошибка. Но в задании старого формата нужно было записать в ответ только одно слово. Теперь же количество цифр, соответствующих словам, не ограничено: от одной до всех, но, вероятнее всего, таких цифр будет от двух до четырех.

Как же запомнить правильные ударения во всех словах? У меня есть отличная новость: все ударения учить не нужно! Составители экзамена каждый год публикуют список слов, которые будут включены в 4-е задание. Нужно запомнить только эти слова, и один первичный балл уже у вас в кармане. 

В орфоэпическом словнике ФИПИ слова сгруппированы по частям речи, что удобно, так как многие из них имеют схожие ударения. Например, звонит, облегчит, одолжит, ободрит. Также я предлагаю своим ученикам запоминать ударения с помощью коротких стихотворений — это и просто, и весело. Мой любимый стишок:

языковые нормы на ЕГЭ

Задание 5. Паронимы

У этого номера самый низкий процент выполнения среди всех заданий на языковые нормы на ЕГЭ: только 70% выпускников получают балл за него. Как попасть в их число?

И вновь у меня приятные новости! Составители экзамена делятся всеми паронимами, которые можно встретить в 5-м задании. Но сначала стоит определиться, что такое паронимы. Паронимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Проще говоря, паронимы — это такие слова, которые звучат очень похоже, но означают разное. Например, адресат и адресант, абонент и абонемент.

Поскольку в 5-м задании нужно заметить ошибку в употреблении паронима в предложении и записать в ответ уже исправленный вариант, всегда советую ученикам запоминать паронимы в словосочетаниях. Так будет проще понять, в верном ли контексте употреблено слово. Например, экономный человек, экономический кризис, экономичный шампунь. Или доверчивая девочка, но доверительные отношения.

Работа со словосочетаниями подготовит вас к тому, чтобы различать лексические значения паронимов в предложениях.

Задание 6. Лексические нормы

По статистике каждая третья ошибка в этом задании связана с неправильным чтением условия. Обратите внимание: формулировка задания 6 может меняться. Вас попросят или исключить лишнее слово, или заменить неверно употребленное. 

Чтобы справиться с этим заданием, обратимся к разнице между плеоназмом и лексической несочетаемостью. Знаю, в языковых нормах много терминов, но сейчас все расшифрую! Плеоназм — это повтор смыслов. То есть одно слово что-то обозначает, а второе слово имеет такое же значение. Соответственно, чтобы избежать плеоназма, нам нужно убрать лишнее слово. 

Давайте разберем самый часто встречающийся пример плеоназма в 6-м задании: очень прекрасный. На первый взгляд кажется, что все в порядке. Мы просто хотим сказать, что кто-то или очень хороший, привлекательный, замечательный. Но приставка пре- здесь имеет значение очень: очень красный, то есть очень красивый. Получается, что у приставки и наречия один и тот же смысл очень, поэтому в ответ в таком задании запишем слово очень. Еще несколько примеров плеоназмов: ведущий лидер, своя автобиография, свободная вакансия, прейскурант цен.

Когда же стоит задача заменить неверно употребленное слово, нужно искать нарушение лексической сочетаемости. Верные варианты, которые могут быть перепутаны: 

  • играть роль, но иметь значение;
  • дарить радость, но причинять боль;
  • прочитать лекцию, но провести беседу

При такой формулировке задания в ответ необходимо записать уже исправленное слово в нужной форме, встроив его в предложение. Например, дано предложение: Я часто думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. Поступки человек не делает, а совершает. Поэтому в ответ записываем слово совершают, так как нужно согласовать это слово с подлежащим герои.

Задание 7. Морфологические нормы

С этим заданием предстоит серьезная работа! Многие формы существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах нужно запомнить. Я же поделюсь с вами секретом: как правильно склонять числительные от 200 до 900. Будем использовать слово ноты

Давайте поставим 500 в творительный падеж. Пятьсот — это пять нот. Творить чем? Пятью нотами. Значит, переносим окончания в числительное и получается пятьюстами.

языковые нормы на ЕГЭ

Как этот лайфхак работает в 7-м задании? Перед вами пять словосочетаний. В одном из них допущена ошибка в выделенном слове — нужно найти ее и исправить. Например, взгляните на словосочетание четырестами рублями. Используя правило нот, исправим на четырьмя нотами, то есть четырьмястами. Это слово и нужно записать в ответ. Поздравляю, вы безошибочно просклоняли числительное!

Задание 8. Синтаксические нормы

Обратите внимание, что в этом году оценивание 8-го задания изменилось. Раньше оно приносило максимум 5 первичных баллов — за каждую цифру соответственно. Теперь же только 3 первичных балла, то есть ошибки стоят дороже.

Обычно номер 8 пугает сдающих сильнее остальных заданий на языковые нормы на ЕГЭ: много длинных предложений, сложные названия грамматических ошибок, все они выглядят одинаковыми… А на самом деле с ним можно разобраться за 2–3 минуты!

Расскажу о нескольких подсказках, которые помогут быстро найти грамматические ошибки в предложениях. Если нужно найти нарушение в построении предложения с несогласованным приложением, смотрите на варианты, где есть кавычки: название романа, пьесы, картины, спортивного комплекса. Если в предложении есть определяемое слово, то название должно стоять в начальной форме. Сравните: 

В романе «Война и мир» происходит много событий.
В «Войне и мире» происходит много событий.

Если необходимо найти неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом, то ищите в начале предложений предлоги благодаря, согласно, вопреки, по. Первые три управляют дательным падежом, а предлог по в значении «после» чего-либо ставит существительное в форму предложного падежа: по приезде, по прибытии.

Наконец, если вас просят найти нарушение связи между подлежащим и сказуемым, ищите конструкции все, кто; тот, кто; те, кто. Кто — это всегда единственное число, а те и все — множественное. Например: Все, кто прочитал эту статью, получат сто баллов на экзамене 😉

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments