Один из самых важных и трудных вопросов в жизни человека по иронии звучит просто: «кто я?». Школьники вынуждены уже в средней школе задаться чуть более развернутым вопросом: «кто я в будущем?». Определиться с ответом и попасть «в яблочко» во временной перспективе, откровенно говоря, очень сложно. Однако у школьников есть палочка-выручалочка, способная облегчить муки терзаний школьников, — это профориентационный тест. При всем мы знаем, что тест не универсален – есть множество его вариаций. Как быть, какому довериться?
Хочешь круто подготовится к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Начнем с того, что должен обнаруживать профориентационный тест, чтобы результаты были близки к объективным.
- Тест должен оценивать склонность и способности к профессиям с учетом индивидуальных особенностей;
- определять уже имеющуюся степень развития профессиональных навыков;
- выявлять важные черты характера;
- и, в конце концов, выбрать для школьника сферу будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, хороший тест для чистоты результатов должен оценить не только внешние предпочтения и поверхностные свойства личности, но углубиться в более подробные детали свойств памяти и внимания, поведения в конфликте, социальной адаптивности, ответственности и т.д. Отсюда первый критерий хорошего профориентационного теста – большое количество вопросов.
Второй момент: не все профориентационные тесты ставят перед собой шаблонную задачу найти школьнику профессиональную область. Цели варьируются от теста к тесту, и у вас есть возможность выбрать наиболее обтекаемый вариант, подходящий к вашему роду проблем.
Так, например, методика А. Реана и К. Замфира определяет тип мотивации человека в его профессинальной деятельности и как это влияет на выбор специальности, методика «Матрица выбора профессий» позволяет разобраться не только со специальностей, но и наиболее приемлемой рабочей средой и даже должностью, и таких методик много.
Мы вам советуем подробнее изучить фокус теста и того, что он предполагает обнаружить в тестируемом. Обоюдное совпадение в целях даст только больше очков к результату.
Хороший тест должен не только указывать на предполагаемую область профессиональных интересов, но и демонстрировать конкретные кейсы профессий для того, чтобы школьник мог «оживить» абстрактную работу будущего и примерить ее на себе. Как известно, круг профессий – нестабильная геометрическая фигура, поэтому любой тест на определение профессионального типа личности должен обновляться в связи с динамикой меняющихся профессий. Если есть такая возможность, уточняйте год изготовления теста.
Последний и немаловажный критерий качественного профориентационного теста – грамотная расшифровка результатов.
Если вы проходите тест самостоятельно, найдя его на просторах Интернета, то следует учесть, что вероятность его правильного истолкования человеком, сомневающимся в своем «я», крайне низка. Идеальный вариант – обсуждение результатов со специалистом, который грамотно пользуется психологическим и социологическим инструментарием. К слову, в учебном центре «Maximum» вы также можете пройти один из предложенных нескольких видов профориентационных тестов с последующим разбором результатов со специалистом.
Стоит заметить, что профориентационный тест – не стопроцентная инъекция от сложностей выбора будущего, поскольку это всего лишь инструмент, который может помочь вам самоопределиться. Конечный же выбор не делает не тест, а человек.