Профессия — это не только набор навыков. Это люди, которые в ней работают: их привычки, взгляды, мышление. Особенно остро человеческое влияние на ремесло чувствуется в профессиях творческих, например, дизайне.
Как познакомиться ближе с теми, кто привык нестандартно смотреть на вещи? Как увидеть внутреннюю часть их работы? Как узнать о той сфере дизайна, с которой еще никогда не соприкасался? Как понять, как они мыслят?
На все эти вопросы можно попробовать ответить с помощью документалок. В этой подборке собраны пять фильмов о дизайне: они расскажут, насколько интересно сделаны вещи вокруг нас.
PressPausePlay
Оригинальное название: PressPausePlay
Год выпуска: 2011
Страна: США
Продолжительность: 80 минут
Дай человеку молот и кусок дерева, получишь что-то интересное. Дай ему компьютер и интернет, результат будет тот же самый. Интернет изменил мир творческих профессий.
Это фильм о настоящем и будущем, он не только о дизайне, но и об искусстве в целом. Он высказывает две точки зрения: «Интернет убивает искусство» и «Интернет помогает ему». В общем, в конце мы приходим к выводу, что дизайн и цифровые технологии уже не смогут существовать друг без друга.
«Гении дизайна»
Оригинальное название: BBC: The Genius of Design
Год выпуска: 2009
Страна: Великобритания
Продолжительность: 5 эпизодов по 48 мин.
Это сериал о том, чем дизайнеры занимались в последние сто с лишним лет.
Первый эпизод — про зарождение дизайна в конце 19 века, второй — о 20-30-х годах и о модерне, а еще о мебели и архитектуре. Третья часть посвящена Второй мировой войне и дизайну оружия, четвертая — пластику, который захватил мир в послевоенное время. Пятый эпизод подводит итоги всех пяти серий и рассказывает о 80-90-х годах.
«Гении дизайна» за пять часов пересказывает историю целого века: очень удобно для начинающих. Если ты еще не в курсе, какая сфера дизайна тебя интересует больше всего, этот сериал как раз поможет разобраться.
«Гельветика»
Оригинальное название: Helvetica
Год выпуска: 2007
Страна: США
Продолжительность: 80 минут
Шрифт кажется таким простым инструментом, но ведь он нам о чем-то рассказывает, создает настроение, задает атмосферу. Это фильм о типографике — о шрифтах, логотипах и напечатанных текстах, в нем известные художники-шрифтовики размышляют вслух о своей профессии и творчестве. Конечно же, главный персонаж здесь — это Гельветика: лучший шрифт за последние пятьдесят лет.
Размышления дизайнеров разбавлены видами города и музыкой, так что смотрится фильм легко и непринужденно.
«Овеществление»
Оригинальное название: Objectified
Год выпуска: 2009
Страна: США
Продолжительность: 75 минут
Это фильм про обычные бытовые предметы: он помогает понять, насколько сложно продумать внешний вид ножниц, стула, ноутбука. Известные промышленные дизайнеры показывают, где и как они работают, и рассуждают о том, как сделать окружающие нас вещи одновременно и удобными, и красивыми.
Еще этот фильм затрагивает тему экологии. Он размышляет над ответом на вопрос: «Как создавать повседневные товары так, чтобы они не наносили вред природе?».
Кстати, в дизайне привычных бытовых предметов часто происходит битва между «я художник, я так вижу» и «сделай мне удобно». В общем, баланс между креативом и юзабилити встречается не только в IT-сфере.
«Урбанизированный»
Оригинальное название: Urbanized
Год выпуска: 2011
Страна: США
Продолжительность: 85 минут
Это увлекательный и вдохновляющий фильм об урбанистике — дизайне города. Улицы состоят из мелочей: высоты зданий и деревьев, ширины тротуара, скамеек и вывесок — все эти детали продуманы человеком.
Как переселить людей из трущоб и бедных кварталов? Зачем нужны велодорожки? Как решить проблему пробок? Почему одни города удобны для жизни, а из других хочется уехать? На такие вопросы отвечает этот фильм.
Вполне реально придумать что-то новое в дизайне сайтов, насмотревшись на улицы и лавочки. И сайты, и улицы должны быть удобными: поэтому идеи урбанистов очень даже применимы к веб-страницам и приложениям.
Документальные фильмы — отличный способ провести время: одновременно и отдыхаешь, и расширяешь кругозор. Документалки помогают узнать что-то необычное, по-новому посмотреть на привычные вещи. Они вдохновляют и погружают в атмосферу профессии.