Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как прокачать мозг и сдать экзамены лучше всех

28.09.2019 Обновлено 14.04.2022 3106
Алина Гильмутдинова
Шеф-редактор блога, методист, преподаватель курсов ЕГЭ

Чтобы успешно сдавать экзамены, научитесь учиться. Недостаточно загружать в голову кучу информации, нужно правильно ее обрабатывать. Но как прокачать мозг? Этому вас научит профессор Оклендского университета Барбара Оакли  в книге и онлайн-курсе «Learning How to Learn».

В этой статье:

2. Поломайте «глыбу» материала на куски3. Переключайте режим работы мозга4. Учитесь в команде5. Используйте метафоры и сравнения

Барбара уверена: пора отойти от старомодного академического подхода. Вперед к практическому пониманию, основанному на нейробиологических принципах!

Специально для вас мы выделили 5 главных принципов этой методики, которые помогут в подготовке к экзаменам и понять, как прокачать мозг.

1. Сформируйте скелет, чтобы было куда наращивать мышцы

Прежде чем начать готовиться к экзамену, например по обществознанию, откройте учебник и посмотрите темы. Изучите оглавление, попробуйте понять, как соотносятся между собой разделы. Сформулируйте, чем темы по праву отличаются от тем по экономике.

Пролистайте учебник до конца, поймите, как он устроен. Перед погружением в любую область знания стоит задать структуру, а потом — наполнить содержанием. Этот принцип Барбара Оакли называет «мыслительным насосом».

«Насос» включается и в других случаях. Если вам попалось сложное задание, загрузите его в мозг, внимательно изучите вводные и… переходите к другим заданиям.

Мозг начнет обдумывать трудную задачу в фоновом режиме. Вернитесь к ней позже — возможно, задача «обрастёт мясом» и решится без труда. По крайней мере, вы не зациклитесь на неудачах.

2. Поломайте «глыбу» материала на куски

Разбейте материал на понятные фрагменты и практикуйтесь. Для занятий математикой, например, нужно довести до автоматизма арифметику, а умение решать квадратные уравнения помогает справляться с задачами на движение.

Наш мозг умеет создавать нейронные паттерны (или, проще говоря, повторяющиеся шаблоны) и активировать их при необходимости. Барбара дала этому принципу имя «chunking» (от англ. «chunk» — ломоть или большой кусок).

 Например, мы учим отдельные гитарные аккорды, чтобы мозг мог «копировать» и «вставлять» их в мелодию. Так  ресурсы мозга освобождаются для глобальных задач. Наш мозг превращается в библиотеку, книги в которой доступны в нужный момент. Знакомые нейронные фрагменты складываются в  сеть, как детали пазла в мозаику.

3. Переключайте режим работы мозга

Не стоит часами и ночами сидеть перед учебниками — мозгу нужны перерывы и полноценный сон. Нейробиологи выяснили: мозг работает в двух режимах — «сфокусированном» и «рассеянном».

Первый нужен для концентрации — например, при решении математических примеров или логических задач. Второй похож на режим автопилота — нужен для выстраивания связей, понимания контекста и креативного подхода.

Когда рабочие кладут асфальт, горячей смеси нужно время для застывания — так и с нашим мозгом. Чтобы усваивать знания, чередуйте режимы.  Например, с помощью Pomodoro Tracker. Включите таймер на 25 минут сфокусированной работы и получите награду — 5 минут отдыха.

Отвлекитесь от задач и позвольте мыслям хаотично блуждать. Позвоните другу, сделайте 30 приседаний, спойте любимую песню — мозг сам всё обработает. Можно скачать и другие приложения для концентрации внимания.

4. Учитесь в команде

Найдите друзей, с которыми будете готовиться к экзамену. Устраивайте мозговые штурмы, спорьте, учитесь друг у друга.

Команда — это источник новых идей, возможность находить  ошибки: как собственные, так и чужие. Если вы получите доступ к нейронным паттернам каждого участника команды и сможете их перенимать.

 Ваша мозговая «библиотека» пополнится новыми «книгами». К тому же командный дух держит в тонусе и помогает побороть лень. Главное, найти единомышленников и готовиться к экзаменам, а не тратить время на праздные разговоры.

5. Используйте метафоры и сравнения

Придумывайте сравнения, когда не понимаете сложный процесс или явление. Если не получается, просите помощи у взрослых. Наверняка вы заметили в этом тексте кучу сравнений. Надеемся, они помогли понять некоторые нейробиологические принципы.

Работы Барбары Оакли богаты метафорами. Она полагает, что их необходимо применять для повторной работы нейронов. Метафора активизирует те же нейронные цепи, что и идея, которую объясняют с её помощью. Так непонятная идея цепляется за очевидную.

Метафора с мозаикой, например, помогает представить процесс формирования нейронных сетей (смотрите пункт № 2), согласны?

В конце статьи хочется воскликнуть «Готово! Вы восхитительны!», но уметь учиться — искусство, где нет предела совершенству. Как прокачать мозг — смотрите лекции Оакли и ее выступление на конференции EDCRUNCH в Москве. Барбара — всемирно признанный эксперт по нейробиологии обучения, ее курс «Learning how to learn» прослушало 2,5 миллиона человек. Плохого не посоветует!

Автор: Влада Зорина

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments