Цель образования — передать знания ученикам, развить умение грамотно (т.е. без ошибок) демонстрировать знание материала во время проверочных и экзаменационных работ. Но ошибки в процессе обучения неизбежны. Повторение же ошибок можно избежать, используя в процессе образования работы над ошибками.
Одна из задач школьного образования — развить у учеников навыки самостоятельной работы над ошибками. К выпускным классам у сознательных школьников навык самостоятельной работы над ошибками проявляется непроизвольно, если младшие школьники, получив проверенную работу, могут посмотреть только на оценку, то с возрастом ученики сознательно подходят к принципу “учиться на своих ошибках” и лучше запоминают тот элемент, в котором допущена ошибка, повлекшая к снижению оценки. Для развития этого навыка обязательна работа над ошибками в младших классах.
В младших классах учитель контролирует процесс написания учеником работы над ошибками. Работа над ошибками проверяется учителем, в случае недобросовестной работы ученика просят переделать.
Для различных видов ошибок предусмотрены разные работы. Если это словарное слово или слово из английского языка, его прописывают несколько раз, здесь работает механическая память. Для работы над ошибками в русском языке просят привести примеры на то же правило. В работе над ошибками по математике правильно решают задачу или пример, в котором допущена ошибка.Распространённая методика работы над ошибками — не исправление, а лишь зачеркивание учителем буквы или цифры, которая записана неверно. Ученик сам исправляет на правильный вариант.