Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как правильно определить проблему в сочинении ЕГЭ по русскому языку

09.03.2024 Обновлено 09.03.2024 3183
Анастасия Чучулаева
Преподаватель русского языка, сдала ЕГЭ на 100 баллов и поступила в МГЛУ

Во второй части ЕГЭ по русскому языку необходимо выполнить единственное задание — написать сочинение. Сложности подстерегают уже на первом этапе выполнения работы: как определить проблему текста в сочинении ЕГЭ и не потерять драгоценные баллы? В статье разберемся, что поможет успешно справиться с этой задачей.

В этой статье:

Как определить проблему текстаКак найти проблему в публицистическом текстеКак найти проблему в художественном текстеПрактические способы определения проблем текстаПримеры проблем в сочиненииАлгоритм работы с проблемой в тексте ЕГЭ
как найти проблему в тексте

Как определить проблему текста

В начале работы над сочинением возникает вопрос, ответ на который определяет балл за все задание: как найти основную проблему в тексте? Критерий К1 оценивает, насколько правильно вы это сделали.

Если за него вы получаете 0 баллов, то автоматически снимают баллы за все остальные структурные критерии, К2–К4: комментарий, позицию автора, свое отношение к позиции автора. Таким образом, вы теряете не 1 балл, а сразу 6, что составляет почти 1/3 от всего сочинения. Именно поэтому так важно научиться верно определять проблему в сочинении на ЕГЭ.

Избежать такой критичной ошибки вы можете, если будете хорошо знать критерии оценивания заданий и требования к сдающим ЕГЭ. Их объясняют на курсах подготовки в MAXIMUM Education, а еще учат простым способам решения заданий, дают алгоритмы и лайфхаки, помогают избежать подводных камней и частых ошибок выпускников.

В первую очередь помните: в каждом тексте автор поднимает около 3 проблем. Они могут находиться в рамках одной темы. Вспомним разницу между этими понятиями:

  1. Тема — это основа того или иного произведения, вокруг чего строится вся мысль. 
  2. Проблема — это конкретные вопросы в рамках той или иной темы, которые автор затрагивает в рамках своего повествования.

Рассмотрим разницу между темой и проблемой на примере:

как определить проблему в сочинении егэ

Автор говорит о духовной составляющей жизни человека, то есть тема текста связана с творчеством, искусством. Проблема — это острый вопрос, который волнует автора, их может быть несколько. Самый верный способ определить проблему — задать риторический вопрос к материалу. Например: 

  • Какого человека можно назвать культурным?
  • Как научиться понимать искусство?
  • Как искусство влияет на человека?

И вот вы уже нашли три проблемы. Выбирайте ту, на которую будет легче всего ответить, ведь в третьем абзаце ваша задача — указать позицию автора. Позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения, с опорой на текст. 

На ЕГЭ по русскому языку могут встретиться различные фрагменты: публицистические и художественные. У каждого типа свои особенности.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Важно помнить про особенности публицистических текстов, которые помогут вам при написании сочинения:

1. Автор напрямую обращается к читателю, часто высказывает свое мнение.

2. Публицист часто склоняет аудиторию к той или иной мысли через освещение актуальной общественной темы.

3. Для большей убедительности приводятся конкретные примеры, риторические вопросы, на которые автор сам же и отвечает.

В таких текстах позиция автора находится чаще всего в абзаце, где представлено заключение. Это делает текст более логичным и понятным, чем в ситуации с художественными выжимками. При работе с публицистикой важно найти позицию автора и задать к ней вопрос — он и будет проблемой вашего сочинения.

Разберемся на примере:

сочинение по русскому как определить проблему

Первое, что нужно сделать при работе с любым текстом, — выделить его микротемы. Сделать это легко с помощью такого лайфхака: 

Каждый новый абзац — это новая микротема.

После следует найти микротемы, в которых содержится главная информация. В публицистическом тексте это чаще всего концовка. Найдите предложения, где выражается позиция автора, и задайте к ней вопрос. Это и будет проблемой вашего сочинения.

В тексте выше четыре микротемы, в последней автор выражает свою позицию — предложение 30. Теперь сформулируйте вопрос к этому предложению, исходя из общей тематики:

  • Что определяет истинную литературу?
  • Что является критерием настоящей литературы?

Проблема определена, позиция автора — тоже. Половина сочинения готова, можно двигаться дальше.

Есть еще один лайфхак, который облегчит понимание текста. Вы можете использовать задание 22, в котором представлены готовые формулировки по содержанию отрывка. Они помогут вам вникнуть в суть авторской мысли.

Как найти проблему в художественном тексте

В работе с художественными материалами необходимо быть особенно внимательными, ведь в них автор не высказывает свое мнение напрямую. Соответственно, анализировать такие тексты, выявлять в них авторскую позицию и формулировать проблему сложнее. Однако, выделив четкую последовательность действий, можно избежать ошибок в сочинении по художественному тексту и с легкостью ориентироваться в любом материале.

Как и с публицистикой, начать стоит с выделения микротем и определения темы. Затем перейдите к анализу содержания. Что нужно понять в самом начале? Найти, кто герой текста, чтобы не было путаницы, и определить обстоятельства, которые могут быть как на первом плане, так и на втором.

Поскольку всё, что происходит в материале, направлено на то, чтобы вызвать определенные эмоции, важно понять, как происходящее характеризует героя и какую оценку можно дать событиям. Эту информацию затем можно использовать для комментария.

Теперь всё это необходимо интерпретировать, то есть прийти к пониманию авторского замысла. На какие вопросы здесь стоит для себя ответить? Сначала нужно понять: всё, что описал автор, касается только героев произведения или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?

Также необходимо разобраться: зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел тем самым донести до читателя? На основе ответа вы формулируете позицию автора — мысль, которая касается людей и жизни в целом, но раскрывается на примере конкретных героев и обстоятельств. А оттолкнувшись от нее, определяете и проблему. 

Если на экзамене вам встретится текст, главную мысль которого трудно определить с первого взгляда, не пугайтесь. Обязательно держите в голове вопросы, ответы на которые мы искали в процессе анализа фрагмента. Тогда у вас не возникнет вопроса, как определить позицию автора в сочинении ЕГЭ, а значит, и с постановкой проблемы не будет сложностей.

Практические способы определения проблем текста

Суммируем сказанное и выведем несколько универсальных способов, как определить проблему проблему в сочинении по русскому: 

  1. Делите текст на микротемы.
  2. Отделяйте главную информацию от второстепенной. Последняя будет основой вашего комментария, а первая — позицией автора, которая поможет определить проблему.
  3. Подчеркивайте в КИМ ключевые и словосочетания.
  4. Используйте задание 22, связанное с анализом текста.
  5. Формулируйте проблему в форме вопроса. Так вам будет проще определить авторскую позицию — она и будет ответом на поставленный в начале сочинения вопрос.

Следуя этим несложным советам, вы сэкономите много времени и сможете быстрее приступить к написанию второй части.

Примеры проблем в сочинении

Самое важное при работе с сочинением — это практика. Давайте посмотрим на демоверсию 2023 года и потренируемся определять проблему.

как найти проблему текста сочинение егэ

В тексте много описаний, воссоздается образ родного края, нет вводных слов и четкой структуры, свойственной рассуждению. Мы видим автора в образе лирического героя, главного действующего лица. Следовательно, перед нами художественный текст.

Мы часто видим такие слова: родные места, родниться, родная земля, родина. Делаем вывод, что тема текста связана с природой, родиной.

В тексте 8 абзацев — значит, 8 микротем. Смотрим на каждый абзац и определяем его тему, даже если он состоит из одного предложения. Так мы находим содержание главной и второстепенной информации. Например, микротема первого абзаца — приезд лирического героя в родные места и первые воспоминания о былой жизни. 

Теперь необходимо ответить на следующие вопросы:

 Кто является героем или каковы обстоятельства? 

Помните: автор ≠ рассказчик, даже если повествование ведется от первого лица. Это вымышленный автором лирический герой, который «похож» на него, отражает его жизнь. 

Лирический герой приезжает на малую родину, смотрит вокруг, и обстановка погружает его в воспоминания, как всё было раньше.

Как происходящее характеризует героя или какую характеристику и оценку мы можем дать самим событиям?

События навевают приятную меланхолию о былом времени в родном краю. Герой чувствует связь с этим местом — это отражается в описании природы.

Эта характеристика и обстоятельства касаются только героев текста или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?

Безусловно, это может случиться с каждым. Многие люди уезжают в большие города в поисках новой жизни. Однако, возвращаясь домой на каникулы или в отпуск, человек предается воспоминаниям, которые связаны с его домом, они греют душу. Природа родного края вдохновляет человека, помогает ему обрести гармонию и душевное спокойствие, дает надежду на будущее.

Зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел донести до читателя?

Автор рассказывает нам эту историю, чтобы показать, что любовь к малой родине человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она дает ему жизненную силу, теплые воспоминания о годах в родном краю и навевает приятные воспоминания.

В чем заключается позиция автора?

Ценность воспоминаний о малой родине в том, что человек чувствует неразрывную связь с местом, где он родился и вырос, с природой, дающей ему силы и утешение, несмотря на тоску о прошлом.

Какие вопросы можно задать к позиции автора?

  1. В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине?
  2. В чем проявляется любовь человека к малой родине?
  3. Какова роль малой родины в жизни человека?

Вопросов получилось несколько, а значит, и проблему мы можем сформулировать в нескольких вариантах. Выбирайте тот, что вам больше нравится и к которому будет проще подобрать примеры.

Алгоритм работы с проблемой в тексте ЕГЭ

Запишем алгоритм, как найти проблему текста в сочинении ЕГЭ. С ним вы сможете справиться с любым материалом на ЕГЭ!

Как научиться находить проблемы в тексте ЕГЭ? Постоянно практиковаться под присмотром опытного преподавателя! Именно так отрабатывают сложные задания на курсах подготовки к ЕГЭ по русскому языку в MAXIMUM Education. Места в группах еще есть!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments