Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Типичные ошибки ЕГЭ по русскому языку: подборка от преподавателя

31.01.2024 Обновлено 31.01.2024 750
Анастасия Холикова
Преподаватель русского языка, сдала ЕГЭ на 100 баллов и поступила в МГЛУ

По данным ФИПИ за 2023 год, средний балл ЕГЭ по русскому языку — 68. Учитывая, что это обязательный для выпускников экзамен и готовят к нему со старшей школы, возникает вопрос — почему сдающие зарабатывают столь невысокий балл? У моих учеников в MAXIMUM Education средний балл — 83, и секрет в том, что на занятиях мы прорабатываем самые частые ошибки в ЕГЭ по русскому языку. В каких заданиях они встречаются и как их не допустить — рассказываю в статье.

В этой статье:

Типичные ошибки по заданиямОсновные ошибки в сочиненииКакие правила повторить в первую очередьРекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языкуКак избежать ошибок во время экзамена

ошибки егэ по русскому языку

На курсах подготовки в MAXIMUM Education мы не только прорабатываем частые ошибки и сложные задания, но и изучаем всю необходимую теорию, набиваем руку на заданиях формата ЕГЭ и решаем пробные экзамены. В результате школьники не переживают на самом испытании и показывают отличный результат. Места в группах еще есть!

Типичные ошибки по заданиям

Орфоэпия

Задание 4 в 2023 году усложнили тем, что стало неизвестно количество верных ответов — и с ним справились всего 58% сдающих. В этом номере часто ошибаются, потому что уделяют мало времени подготовке и начинают заучивать всё подряд, перегружая и без того уставший мозг. Однако существует орфоэпический словарик ФИПИ, в котором перечислены все слова, встречающиеся на экзамене. Слова в нем разделены на шесть блоков в зависимости от части речи.

В 2023 году самыми сложными стали эти слова — перечисляю их с верно поставленным ударением:

  • ногте́й, 
  • креме́нь, 
  • газопрово́д, 
  • пломбирова́ть, 
  • посла́ла. 

Орфография

Сложные задания из блока «Орфография» отличаются не самыми успешными процентами решения: с номером 11 на суффиксы справляются 58% выпускников, а с заданием 12 на окончания глагола и суффиксы причастий еще меньше — 48%. 

Основная трудность при выполнении задания 11 заключается в большом объеме правил, касающихся разных частей речи. Чтобы правильно ответить на вопрос, необходимо не только определить, какой частью речи является слово, но и четко представлять его структуру. Поэтому ученики часто просто запоминают, как пишутся те или иные слова, не понимая закономерности их формирования, а на экзамене, в стрессовой ситуации, забывают то, что так долго пытались запомнить.

В задании 12 необходимо вставить пропущенные гласные буквы в окончаниях и/или суффиксах слов и указать, когда в обоих словах ряда пропущена одна и та же буква. Практика показывает, что чаще всего участники экзамена допускают ошибки при выборе гласной в нескольких случаях:

  • в формах прошедшего времени — определяют спряжение, то есть идут по ложному пути;
  • в глаголах-исключениях — например, стелить, ненавидеть, гнать — и причастиях и деепричастиях, образованных от них; 
  • неверно восстанавливают инфинитив, что также приводит к ошибке; 
  • иногда, даже верно применив правило, ошибаются просто по невнимательности — например, не учитывают форму числа; 
  • вставляют букву интуитивно, полагаясь на произношение — например, слышещий или обижинный.

Пунктуация

В блоке заданий на пунктуацию (16–21) провальным считается задание 16, в котором затрагиваются сложносочиненное предложение и простое с однородными членами. Верно этот номер решают только 44% школьников. В этом задании необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. 

Чтобы справиться с вопросом, нужно помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также не забывать про постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении. Однородными являются определения, характеризующие предмет с одной стороны. Определения, характеризующие предмет с разных сторон, неоднородны — например, холодный летний ветер (обозначает температуру и сезон).

Выпускники часто допускают ошибку, ставя запятую между частями сложносочиненного предложения, когда в его начале есть общий второстепенный член. Например: За окном шел дождь и сверкала молния. «За окном» является общим обстоятельством, поэтому запятая между простыми предложениями в составе сложного ставиться не будет.

Задание 21 на пунктуационный анализ текста — повышенного уровня сложности — в 2023 году решили лишь 35% школьников. В нем нужно проанализировать причину постановки знака препинания: тире, двоеточия или запятой. Самая частая ошибка заключается в том, что ученики путают тире между подлежащим и сказуемым и при приложении. 

Чтобы отличить их, стоит выделить грамматическую основу предложения. В предложении с приложением всегда будет сказуемое, выраженное глаголом. А тире между подлежащим и сказуемым предполагает, что сказуемое выражено существительным в именительном падеже, числительным или инфинитивом, либо даже фразеологизмом.

К заданиям с отрицательной динамикой относят задание 13 на правописание не. С 80,8% в 2022 году его средний процент выполнения снизился до 69% в 2023-м. Ошибки в этом вопросе связаны с тем, что ученики забывают правописание не с причастиями: зависимое слово является маркером для раздельного написания частицы. Также часто путают приставку недо с сочетанием частицы не с приставкой до.

Основные ошибки в сочинении

При проверке сочинений я наблюдаю закономерность: ошибки из тестовой части дублируются в сочинении. Поэтому, если вы хотите написать сочинение на максимум, хорошенько подготовьтесь к заданиям 1–26. Так основные ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку будут вам не страшны.

Сочинение вызывает много вопросов — начиная от абзацного членения и заканчивая примером, подтверждающим свою позицию. Основная задача участников экзамена — удержать в уме извлеченную информацию и в нужном месте включить ее в собственный текст. Именно с анализом чаще всего не справляются: второй абзац, комментарий, вызывает множество трудностей. Неверно подобранные примеры, которые не отражают проблему, поставленную в начале сочинения, влекут потерю баллов. 

Самая частая ошибка — неправильно определенный тип связи и отсутствие его анализа. Анализ смысловой связи — это ответ на вопрос, почему именно этот тип связи автор использует для связи своих мыслей. Например, Чтобы на контрасте показать важность выбора человеком своего жизненного пути, автор противопоставляет поведению главного героя поступки его друга. В этом примере мы четко видео тип связи, сопоставление, а также объясняем, почему именно его автор выбрал в качестве подходящего, что это этим у него получается достичь.

Также проблемы бывают с формулированием своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста. В сочинениях нередко отсутствует обоснование, в котором выпускники излагают собственные мысли. Чтобы избежать этого, не стоит другими словами пересказывать авторскую историю, выдавая ее за свою.

Еще одной сложностью становится определение авторской позиции, особенно в художественных текстах. Позиция автора —это ответ на вопрос в начале вашего сочинения, поэтому его нужно формулировать максимально четко, иначе можно потерять балл не только за позицию автора, но и за свое отношение к позиции автора. Важно помнить: одна проблема — одна линия повествования. Это основные виды ошибок в этой части ЕГЭ по русскому языку.

Какие правила повторить в первую очередь

В первую очередь стоит начать с блока орфографии — это задания 9–15. Именно при его решении необходимо вспомнить самый большой объем информации. Стоит повторить: 

  • чередующиеся корни для решения 9-го задания на правописание корней; 
  • спряжения глаголов и их исключения для 12-го задания на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий; 
  • приставки для решения 10-го задания, особенно пре и при.

В блоке «Пунктуация» стоит помнить про постановку знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях, ведь именно с ними вы будете сталкиваться чаще всего. Также важно обратить внимание на задание 18 — нужно лишь выучить ложные вводные слова и помнить, что вводные слова можно заменить на синонимичные или убрать из предложения целиком так, чтобы оно осталось логичным по своей структуре.

В заданиях по тексту (1–3; 22–26) многое зависит от внимательности и сосредоточенности, однако в заданиях 1, 25 также стоит повторить разряды местоимений и виды служебных частей речи. Это позволит значительно сэкономить время при решении задания: если вы будете четко знать, что относится, например, к определительным местоимениям или производным предлогам, значительно уменьшится количество возможных подходящих ответов. 

При написании сочинения важно помнить про все правила, которые вы использовали в первой части экзамена, ведь они взаимосвязаны. Заучите структуру сочинения, чтобы на экзамене ваша рука сама выводила нужные буквы и выделяла абзацы в нужном количестве. 

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

При подготовке к экзамену рекомендую придерживаться нескольких принципов. 

  1. Подходите к подготовке осознанно. Вы должны четко понимать, для чего готовитесь к экзамену, и поддерживать мотивацию. Если вы собираетесь на филфак в МГУ и целитесь на высокий балл, не забывайте про свою цель — это станет залогом ее успешного достижения.
  2. Занимайтесь последовательно. Стоит выстроить четкий план подготовки к экзамену, список тем и структуру, по которой вы будете следовать к достижению успеха. Изучаемые вами темы должны плавно перетекать из одной в другую.
  3. Отрабатывайте теорию на практике. Хорошее знание теории — основа успешной сдачи экзаменов, но эти знания нужно уметь правильно использовать, поэтому не забывайте решать как можно больше форматных заданий ЕГЭ.
  4. Выберите удобный для себя формат. Материал, который вы изучаете, должен подаваться в понятной вам форме.  Не забывайте применять приемы анализа, сравнения, аналогии, противопоставления — они помогут вам лучше усваивать пройденное. Придумывайте себе ассоциации, это особенно помогает, например, при заучивании словарных слов.
  5. Тренируйтесь на пробниках. Дело, которое мы проделывали уже много раз, кажется нам более простым и знакомым, нежели то, чем мы занимаемся впервые. Постарайтесь за время подготовки написать несколько пробников, желательно в обстановке, приближенной к реальному экзамену. С моими учениками на курсах подготовки в MAXIMUM Education мы несколько раз пишем такие пробные экзамены и называем их «симуляции экзамена». Именно их результаты и анализ ошибок — показатель прогресса в проделанной работе.

Все эти советы — важные шаги на пути подготовки к ЕГЭ, но как же быть на самом экзамене?

Как избежать ошибок во время экзамена

Четко распределите время

Экзамен длится только 3,5 часа, поэтому важно правильно распределить время и силы. Приступайте к тесту, на него выделите примерно час, не больше, иначе на проверку и написание сочинения может не остаться ресурсов. 

Далее берите черновик и начинайте работать над заданием 27, затем отложите ваши рукописи и переходите к бланку. Перенесите ответы на задания теста, обязательно перепроверяя каждую строчку. В голове проговаривайте: «Сейчас я переношу задание 8 в клеточки для задания 8» — это позволяет максимально сконцентрироваться. Если отложите заполнение бланков на самый конец, рискуете поторопиться и ошибиться при записи ответа. 

Как только увидите, что до конца экзамена осталось около 40 минут, смело приступайте к переписыванию сочинения на чистовик. Можете вносить правки, если что-то не понравится. Помните: чем проще — тем лучше. При проверке можете читать работу с конца, концентрируясь не на смысле, а на правильности написания слов.

Не поддавайтесь стрессу

Важно помнить, что уровень стресса человека также оказывает большое влияние на его продуктивность. Легкое волнение окрыляет, мотивирует к новым свершениям и служит фундаментом для успешной работы. Страх, в свою очередь, сковывает, затуманивает разум и мешает рациональному принятию решений. Экзамена не стоит бояться, а заходить в аудиторию нужно с чувством уверенности в собственных знаниях, в своем успехе и капле удачи.

В аудитории перед началом экзамена обязательно внимательно выслушайте указания экзаменатора, не лишней будет методика аутотренинга. Закройте глаза, задайте у себя в голове вопросы:  

  • Откуда придет моя следующая мысль? 
  • Какого она будет цвета? Как она будет пахнуть? 
  • Какая форма у моей мысли? 

Эти странные на первый взгляд вопросы позволят вам сконцентрироваться на предстоящем деле. Методикой со мной поделились профессиональные спортсмены-биатлонисты, которые так настраивают себя перед стрельбой.

Будьте предельно внимательны

Во время решения экзаменационного варианта внимательно читайте каждый вопрос, если нужно — по несколько раз. Не стесняйтесь писать в КИМ, это облегчит процесс выполнения работы. Перепроверяйте свои ответы — так вы избежите типичных ошибок в ЕГЭ по русскому языку.

Во время экзамена концентрация внимания постепенно снижается. Если чувствуете, что с вами такое происходит, сделайте короткую паузу, выйдите из аудитории и перекусите шоколадкой. Ее можно взять с собой на экзамен, но придется оставить за пределами аудитории. 

После небольшого отдыха возвращайтесь и со свежей головой приступайте к заданиям, которые вызвали у вас наибольшие трудности. И помните: залог вашего успеха — во внимательности и уверенности в собственных силах. 

Узнать, как бороться со стрессом во время подготовки и во время самого экзамена, а еще получить лайфхаки и советы от опытных преподавателей вы сможете на занятиях в MAXIMUM Education. Постоянная практика, повторение теории и вера в себя помогут вам добиться высоких баллов!

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments