Эксперимент на ОГЭ по химии у многих вызывает вопросы, ведь далеко не во всех школах на уроках проводят опыты. Как подготовиться к экспериментальной части? Что на ней нужно делать? Как заработать максимум баллов и за что их можно лишиться? Рассказываем в этой статье.
Приходите на курсы подготовки к ОГЭ по химии в MAXIMUM Education: я и другие наши преподаватели отлично знаем структуру экзамена и умеем подавать сложные темы просто и доступно. Благодаря занятиям ваши знания по химии выстроятся в систему, а на экзамене вы не запутаетесь в хитрых вопросах составителей. Готовьтесь к ОГЭ осознанно — тогда высокий балл вам гарантирован!
Эксперимент на ОГЭ по химии
Экспериментальная часть экзамена по химии представлена двумя заданиями: 23 и 24. В 23-м задании нужно записать два уравнения качественных реакций, подтверждающие свойства заданного вещества.
Задание 23
Пример 1. Дан раствор сульфата железа (II), а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), соляная кислота, растворы хлорида бария, гидроксида калия, серной кислоты.
Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата железа (II), и укажите признаки их протекания. Используйте только вещества из приведенного выше перечня.
Запишите уравнения реакции
Чтобы записать два уравнения реакции, вы можете использовать такой лайфхак. Заданное вещество — сульфат железа (II) — состоит из катиона Fe2+ и аниона SO42–. Запишем их и все формулы реактивов в виде таблицы:
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | |||||
SO42– |
Затем, пользуясь таблицей растворимости солей, кислот и оснований, находим нерастворимые вещества. Отмечаем это в таблице.
CuO | HCl | BaCl2 | KOH | H2SO4 | |
Fe2+ | — | — | — | Fe(OH)2 | — |
SO42– | — | — | BaSO4 | — | — |
Теперь записываем уравнения реакций:
- FeSO4 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + K2SO4
- FeSO4 + BaCl2 = FeCl2 + BaSO4↓
За эту запись вы получите 2 балла.
Укажите цвет осадка
Чтобы получить еще 2 балла, нужно описать качественные признаки. Если качественный признак — осадок, нужно указать его цвет. Помните, что осадки металлов, находящихся в ряду активности до хрома, имеют белый цвет, как и AgCl. А вот осадки металлов после хрома включительно — цветные.
Можно выучить цвета часто используемых осадков:
Белые осадки | Желтые осадки | Голубой осадок | Черные осадки | Бурый осадок | Зеленый осадок |
---|---|---|---|---|---|
BaSO4, CaCO3, AgCl, ZnS, Mg(OH)2, Al(OH)3 и т. д. | AgBr, AgI, PbI2, Ag3PO4 | Cu(OH)2 | CuS, PbS, Ag2S | Fe(OH)3 | Fe(OH)2, FeCO3 |
Но, если эта задача кажется, невыполнимой, вы можете оставить место после уравнений, выполнить эксперимент, а затем вернуться к работе и записать признак, какой увидели в пробирке.
Охарактеризуйте газы
Кроме осадков, мы часто наблюдаем другой качественный признак — выделение газа.
Пример 2. Дан раствор серной кислоты, а также набор следующих реактивов: цинк, соляная кислота, растворы хлорида бария, карбоната натрия, хлорида магния.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства серной кислоты, и укажите признаки их протекания.
Запишем уравнения реакций для серной кислоты:
- H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2↑
- H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2↑
Для характеристики газов следует указывать цвет и запах. В данном случае Н2 и СО2 — это бесцветные газы без запаха. Также в задании 23 вы можете встретить газы H2S и SO2 (бесцветные газы с неприятным запахом) и NH3 (бесцветный газ с резким запахом).
Опишите окраску индикатора
Но самое сложное задание 23 для учеников — это эксперимент с использованием индикаторов.
Пример 3. Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: медь, оксид меди (II), соляная кислота, растворы карбоната калия, сульфата меди (II), фенолфталеина. Возможно использование индикаторной бумаги.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия, и укажите признаки их протекания.
Известно, что индикатор меняет свою окраску при изменении типа среды раствора. Поэтому описать его окраску необходимо до и после протекания реакции. Записать это следует так:
Добавим 1–2 капли фенолфталеина в пробирку с NaOH. Наблюдается появление малиновой окраски раствора:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
После протекания реакции наблюдается исчезновение окраски раствора:
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 — выпадение голубого осадка.
Итого: за 2 уравнения реакций и 2 описания качественных признаков вы получаете уже 4 балла. Но это еще не все: вас ждет задание 24 — сам эксперимент.
Задание 24
В каждом КИМ вы увидите инструкцию по выполнению практического задания. Мы выбрали для вас пункты, на которые стоит обратить пристальное внимание.
1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание ее в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при ее наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку — в ладонь!»).
3. Отбор порошкообразного вещества из емкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. Возврат излишка реактива в исходную емкость категорически запрещен.
За правильно выполненный эксперимент вы получаете еще 2 балла, и ваш результат увеличивается уже на 6 баллов!
Теперь вы знаете, как выполнить эксперимент на ОГЭ по химии и правильно оформить задания 23 и 24 в бланке. Используйте наши советы и лайфхаки для получения максимальных результатов на экзамене. Успехов!