Бесплатно готовьтесь к ОГЭ и ЕГЭ
С пробным доступом к курсам MAXIMUM Education
Реклама: ООО «Юмакс», ИНН 7730681080, ERID 2VtzqumyLJD
Картинка баннера

Как написать 25 задание ЕГЭ по истории на максимальный балл?

26.11.2020 Обновлено 18.05.2023 2317
Ксения Крашенинникова
Преподаю ЕГЭ на курсах MAXIMUM Education

Боитесь, что не справитесь на экзамене с историческим сочинением? Тогда эта статья для вас! Меня зовут Ксюша, и я преподаю историю в «MAXIMUM». Знаю не понаслышке, что учеников пугает 25 задание ЕГЭ по истории. На него и раньше смотрели с ужасом, а после объявленных изменений 2021 года все стало совсем непонятно. Давайте разберемся с критериями сочинения, изменения и тем, как получить за них максимальный балл.

В этой статье:

25 задание ЕГЭ по истории: измененияКритерии оценивания
25 задание ЕГЭ по истории

25 задание ЕГЭ по истории: изменения

Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.

Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными. 

25 задание ЕГЭ по истории пример исторические периоды
Пример задания на исторические процессы (из демоверсии)
25 задание ЕГЭ по истории пример исторические личности
Пример задания с историческими личностями (из демоверсии)

Критерии оценивания

Максимально за шесть критериев сочинения (да, их стало на один меньше) можно получить 11 баллов. Сами критерии практически не изменились с прошлого года. Готовый текст по своей структуре должен походить на классическое сочинение по периодам. Мы пройдемся по каждому критерию и обсудим, как получить за них максимальные баллы.

Хотите научиться писать 25 задание ЕГЭ по истории на максимальный балл? Чем раньше приступите к подготовке, тем больше будет времени, чтобы найти все слабые места и проработать их. На курсах MAXIMUM мы научили писать сочинения тысячи учеников и знаем, как сделать это, даже если раньше вы не писали ни одного сочинения. Приходите к нам на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

Критерий 1 — события

Самый простой способ получить два балла. Для этого достаточно оставить в тексте не менее двух событий, связанных с выбранным историческим процессом или личностью. 

Критерий 2 — исторические личности

В сочинении должны быть раскрыты роли хотя бы двух личностей, за каждую — по одному баллу. И тут стоит уточнить, как должны быть выбраны личности для разных моделей сочинений. Если вам досталась модель «исторический процесс» — нужно выбрать две персоны, имевшие к тем событиям прямое отношение, и расписать, в чем было их влияние. 

Например, для выбранного процесса «Борьба Древнерусского государства с кочевниками в Х – первой половине ХII в.» можно раскрыть роль Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого.

Если вы работаете с моделью «историческая личность», нужно сначала описать роль личности-1, которой вы посвящаете свое сочинение. А затем найти личность-2, связанную с событиями и процессами, в которых участвовала личность-1. 

Например, вам достался Александр Меньшиков. Можно рассказать, какую роль он играл в Северной войне. А затем вспомнить, что с этой войной был связан еще и Петр I. Он издал указ о рекрутской повинности и тем самым создал регулярную армию, одержавшую победу в Северной войне.

К2 позволяет описывать почти кого угодно: правителей, государственных и религиозных деятелей, полководцев, деятелей культуры. Можно упоминать и личности зарубежной истории, внесших вклад в историю России (например, Наполеон).

Указывайте конкретное действие

Важно! Школьники постоянно теряют баллы за неудачно оформленный К2. Составители ЕГЭ описывают действие исторической личности как «осознанное волевое усилие»,.Поэтому обязательно показывайте, в чем состоит конкретное действие личности в указанных вами событиях. 

Например, если вы напишете, что Олег руководил государством или что Александр Невский командовал войском на Чудском озере, баллы не дадут. Это не конкретные действия, а размытые процессы, состоящие из множества других действий.

Вот за что дадут баллы. Олег распорядился убить Аскольда и Дира, Александр Невский расположил свое войско на льду Чудского озера.

Описывайте значение личности

Второй не менее важный нюанс — нужно описывать значение, которое действие личности имело для государства. Недостаточно просто написать, что такой-то император издал такой-то указ — так балла вы не получите. 

Например, Любечский съезд, созванный Владимиром Мономахом, снизил количество княжеских междоусобиц и стабилизировал политическую ситуацию. Здесь есть личность, ее роль в событии и значение этих событий.

Критерий 3 — причинно-следственные связи

Чтобы получить два балла, в сочинении нужно указать не менее двух связей между разными историческими фактами. Этот критерий проверяет, умеете ли вы видеть внутреннюю логику исторических процессов, а не просто даты и имена.

Представляйте себе три лунки, в середину «кладите» историческое событие и задайте от него вопрос к левой лунке: почему это произошло? А к правой — на что это повлияло? Получившуюся схемку останется только перевести в обычный текст. Советую отводить для этого критерия целый абзац. 

Критерий 4 — оценка влияния событий на дальнейшую историю России

По сути, это вывод вашего сочинения. Чтобы получить за него балл, нужно выйти за пределы исторического процесса или жизни личности и посмотреть, на чем отразились эти события в будущем. Конечно, это не должны быть вольные рассуждения в духе «Такой-то церковник был очень важен для будущих эпох России». Нужно указать конкретное событие, относящееся к теме сочинения,  и от него уже строить отсылку к будущему. 

Внимание! Это должно быть новое историческое событие или явление, которое вы еще не раскрывали в тексте. За повтор балл теряется.

Критерий 5 — Наличие фактических ошибок

Раньше на его месте был критерий «Наличие понятий и терминов», но его с этого года убрали. Зато фактология теперь весит больше — вместо двух баллов три. За каждую фактическую ошибку снимут по баллу. Внимательно проверяйте то, о чем пишете. Если вы перепутаете даты, имена или названия, отвечая на первые четыре критерия, потеряете драгоценные баллы — будет обидно. Пишите только то, в чем уверены на сто процентов — тогда шансы набрать максимум повышаются.

Критерий 6 — Форма изложения

Чтобы получить этот балл, нужно, чтоб сочинение имело вид не таблицы или конспекта, а слаженного, последовательного текста. Никаких подводных камней.

Хорошая новость! На днях на сайте ФИПИ окончательно утвердили изменения экзамена по истории. От одного из усложнений все-таки решили отказаться. Речь о получении баллов за К5 и К6: осенью было объявлено, что по ним можно засчитать баллы, только если за К1-К4 было набрано не менее шести баллов. Теперь все вернули, как было — нужно получить минимум пять баллов. 

Удачи с подготовкой! Обязательно почитайте наш гайд о том, как подготовиться к ЕГЭ по истории 2021. Там самая актуальная информация обо всех заданиях, разбор структуры экзамена и полезные советы, которые помогут вам не потерять баллы.

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments