Как написать 25 задание ЕГЭ по истории на максимальный балл?

26.11.2020 1589
Ксения Крашенинникова
Преподаю ЕГЭ на курсах MAXIMUM Education

Боитесь, что не справитесь на экзамене с историческим сочинением? Тогда эта статья для вас! Меня зовут Ксюша, и я преподаю историю в «MAXIMUM». Знаю не понаслышке, что учеников пугает 25 задание ЕГЭ по истории. На него и раньше смотрели с ужасом, а после объявленных изменений 2021 года все стало совсем непонятно. Давайте разберемся с критериями сочинения, изменения и тем, как получить за них максимальный балл.

В этой статье:

25 задание ЕГЭ по истории: измененияКритерии оценивания
25 задание ЕГЭ по истории

25 задание ЕГЭ по истории: изменения

Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.

Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными. 

25 задание ЕГЭ по истории пример исторические периоды
Пример задания на исторические процессы (из демоверсии)
25 задание ЕГЭ по истории пример исторические личности
Пример задания с историческими личностями (из демоверсии)

Критерии оценивания

Максимально за шесть критериев сочинения (да, их стало на один меньше) можно получить 11 баллов. Сами критерии практически не изменились с прошлого года. Готовый текст по своей структуре должен походить на классическое сочинение по периодам. Мы пройдемся по каждому критерию и обсудим, как получить за них максимальные баллы.

Хотите научиться писать 25 задание ЕГЭ по истории на максимальный балл? Чем раньше приступите к подготовке, тем больше будет времени, чтобы найти все слабые места и проработать их. На курсах MAXIMUM мы научили писать сочинения тысячи учеников и знаем, как сделать это, даже если раньше вы не писали ни одного сочинения. Приходите к нам на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

Критерий 1 — события

Самый простой способ получить два балла. Для этого достаточно оставить в тексте не менее двух событий, связанных с выбранным историческим процессом или личностью. 

Критерий 2 — исторические личности

В сочинении должны быть раскрыты роли хотя бы двух личностей, за каждую — по одному баллу. И тут стоит уточнить, как должны быть выбраны личности для разных моделей сочинений. Если вам досталась модель «исторический процесс» — нужно выбрать две персоны, имевшие к тем событиям прямое отношение, и расписать, в чем было их влияние. 

Например, для выбранного процесса «Борьба Древнерусского государства с кочевниками в Х – первой половине ХII в.» можно раскрыть роль Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого.

Если вы работаете с моделью «историческая личность», нужно сначала описать роль личности-1, которой вы посвящаете свое сочинение. А затем найти личность-2, связанную с событиями и процессами, в которых участвовала личность-1. 

Например, вам достался Александр Меньшиков. Можно рассказать, какую роль он играл в Северной войне. А затем вспомнить, что с этой войной был связан еще и Петр I. Он издал указ о рекрутской повинности и тем самым создал регулярную армию, одержавшую победу в Северной войне.

К2 позволяет описывать почти кого угодно: правителей, государственных и религиозных деятелей, полководцев, деятелей культуры. Можно упоминать и личности зарубежной истории, внесших вклад в историю России (например, Наполеон).

Указывайте конкретное действие

Важно! Школьники постоянно теряют баллы за неудачно оформленный К2. Составители ЕГЭ описывают действие исторической личности как «осознанное волевое усилие»,.Поэтому обязательно показывайте, в чем состоит конкретное действие личности в указанных вами событиях. 

Например, если вы напишете, что Олег руководил государством или что Александр Невский командовал войском на Чудском озере, баллы не дадут. Это не конкретные действия, а размытые процессы, состоящие из множества других действий.

Вот за что дадут баллы. Олег распорядился убить Аскольда и Дира, Александр Невский расположил свое войско на льду Чудского озера.

Описывайте значение личности

Второй не менее важный нюанс — нужно описывать значение, которое действие личности имело для государства. Недостаточно просто написать, что такой-то император издал такой-то указ — так балла вы не получите. 

Например, Любечский съезд, созванный Владимиром Мономахом, снизил количество княжеских междоусобиц и стабилизировал политическую ситуацию. Здесь есть личность, ее роль в событии и значение этих событий.

Критерий 3 — причинно-следственные связи

Чтобы получить два балла, в сочинении нужно указать не менее двух связей между разными историческими фактами. Этот критерий проверяет, умеете ли вы видеть внутреннюю логику исторических процессов, а не просто даты и имена.

Представляйте себе три лунки, в середину «кладите» историческое событие и задайте от него вопрос к левой лунке: почему это произошло? А к правой — на что это повлияло? Получившуюся схемку останется только перевести в обычный текст. Советую отводить для этого критерия целый абзац. 

Критерий 4 — оценка влияния событий на дальнейшую историю России

По сути, это вывод вашего сочинения. Чтобы получить за него балл, нужно выйти за пределы исторического процесса или жизни личности и посмотреть, на чем отразились эти события в будущем. Конечно, это не должны быть вольные рассуждения в духе «Такой-то церковник был очень важен для будущих эпох России». Нужно указать конкретное событие, относящееся к теме сочинения,  и от него уже строить отсылку к будущему. 

Внимание! Это должно быть новое историческое событие или явление, которое вы еще не раскрывали в тексте. За повтор балл теряется.

Критерий 5 — Наличие фактических ошибок

Раньше на его месте был критерий «Наличие понятий и терминов», но его с этого года убрали. Зато фактология теперь весит больше — вместо двух баллов три. За каждую фактическую ошибку снимут по баллу. Внимательно проверяйте то, о чем пишете. Если вы перепутаете даты, имена или названия, отвечая на первые четыре критерия, потеряете драгоценные баллы — будет обидно. Пишите только то, в чем уверены на сто процентов — тогда шансы набрать максимум повышаются.

Критерий 6 — Форма изложения

Чтобы получить этот балл, нужно, чтоб сочинение имело вид не таблицы или конспекта, а слаженного, последовательного текста. Никаких подводных камней.

Хорошая новость! На днях на сайте ФИПИ окончательно утвердили изменения экзамена по истории. От одного из усложнений все-таки решили отказаться. Речь о получении баллов за К5 и К6: осенью было объявлено, что по ним можно засчитать баллы, только если за К1-К4 было набрано не менее шести баллов. Теперь все вернули, как было — нужно получить минимум пять баллов. 

Удачи с подготовкой! Обязательно почитайте наш гайд о том, как подготовиться к ЕГЭ по истории 2021. Там самая актуальная информация обо всех заданиях, разбор структуры экзамена и полезные советы, которые помогут вам не потерять баллы.

`
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Лайфхаки экзамена

К рубрике