Во второй части ЕГЭ по русскому языку необходимо выполнить единственное задание — написать сочинение. Сложности подстерегают уже на первом этапе выполнения работы: как определить проблему текста в сочинении ЕГЭ и не потерять драгоценные баллы? В статье разберемся, что поможет успешно справиться с этой задачей.
В этой статье:
Как определить проблему текстаКак найти проблему в публицистическом текстеКак найти проблему в художественном текстеПрактические способы определения проблем текстаПримеры проблем в сочиненииАлгоритм работы с проблемой в тексте ЕГЭКак определить проблему текста
В начале работы над сочинением возникает вопрос, ответ на который определяет балл за все задание: как найти основную проблему в тексте? Критерий К1 оценивает, насколько правильно вы это сделали.
Если за него вы получаете 0 баллов, то автоматически снимают баллы за все остальные структурные критерии, К2–К4: комментарий, позицию автора, свое отношение к позиции автора. Таким образом, вы теряете не 1 балл, а сразу 6, что составляет почти 1/3 от всего сочинения. Именно поэтому так важно научиться верно определять проблему в сочинении на ЕГЭ.
Избежать такой критичной ошибки вы можете, если будете хорошо знать критерии оценивания заданий и требования к сдающим ЕГЭ. Их объясняют на курсах подготовки в MAXIMUM Education, а еще учат простым способам решения заданий, дают алгоритмы и лайфхаки, помогают избежать подводных камней и частых ошибок выпускников.
В первую очередь помните: в каждом тексте автор поднимает около 3 проблем. Они могут находиться в рамках одной темы. Вспомним разницу между этими понятиями:
- Тема — это основа того или иного произведения, вокруг чего строится вся мысль.
- Проблема — это конкретные вопросы в рамках той или иной темы, которые автор затрагивает в рамках своего повествования.
Рассмотрим разницу между темой и проблемой на примере:
Автор говорит о духовной составляющей жизни человека, то есть тема текста связана с творчеством, искусством. Проблема — это острый вопрос, который волнует автора, их может быть несколько. Самый верный способ определить проблему — задать риторический вопрос к материалу. Например:
- Какого человека можно назвать культурным?
- Как научиться понимать искусство?
- Как искусство влияет на человека?
И вот вы уже нашли три проблемы. Выбирайте ту, на которую будет легче всего ответить, ведь в третьем абзаце ваша задача — указать позицию автора. Позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения, с опорой на текст.
На ЕГЭ по русскому языку могут встретиться различные фрагменты: публицистические и художественные. У каждого типа свои особенности.
Как найти проблему в публицистическом тексте
Важно помнить про особенности публицистических текстов, которые помогут вам при написании сочинения:
1. Автор напрямую обращается к читателю, часто высказывает свое мнение.
2. Публицист часто склоняет аудиторию к той или иной мысли через освещение актуальной общественной темы.
3. Для большей убедительности приводятся конкретные примеры, риторические вопросы, на которые автор сам же и отвечает.
В таких текстах позиция автора находится чаще всего в абзаце, где представлено заключение. Это делает текст более логичным и понятным, чем в ситуации с художественными выжимками. При работе с публицистикой важно найти позицию автора и задать к ней вопрос — он и будет проблемой вашего сочинения.
Разберемся на примере:
Первое, что нужно сделать при работе с любым текстом, — выделить его микротемы. Сделать это легко с помощью такого лайфхака:
Каждый новый абзац — это новая микротема.
После следует найти микротемы, в которых содержится главная информация. В публицистическом тексте это чаще всего концовка. Найдите предложения, где выражается позиция автора, и задайте к ней вопрос. Это и будет проблемой вашего сочинения.
В тексте выше четыре микротемы, в последней автор выражает свою позицию — предложение 30. Теперь сформулируйте вопрос к этому предложению, исходя из общей тематики:
- Что определяет истинную литературу?
- Что является критерием настоящей литературы?
Проблема определена, позиция автора — тоже. Половина сочинения готова, можно двигаться дальше.
Есть еще один лайфхак, который облегчит понимание текста. Вы можете использовать задание 22, в котором представлены готовые формулировки по содержанию отрывка. Они помогут вам вникнуть в суть авторской мысли.
Как найти проблему в художественном тексте
В работе с художественными материалами необходимо быть особенно внимательными, ведь в них автор не высказывает свое мнение напрямую. Соответственно, анализировать такие тексты, выявлять в них авторскую позицию и формулировать проблему сложнее. Однако, выделив четкую последовательность действий, можно избежать ошибок в сочинении по художественному тексту и с легкостью ориентироваться в любом материале.
Как и с публицистикой, начать стоит с выделения микротем и определения темы. Затем перейдите к анализу содержания. Что нужно понять в самом начале? Найти, кто герой текста, чтобы не было путаницы, и определить обстоятельства, которые могут быть как на первом плане, так и на втором.
Поскольку всё, что происходит в материале, направлено на то, чтобы вызвать определенные эмоции, важно понять, как происходящее характеризует героя и какую оценку можно дать событиям. Эту информацию затем можно использовать для комментария.
Теперь всё это необходимо интерпретировать, то есть прийти к пониманию авторского замысла. На какие вопросы здесь стоит для себя ответить? Сначала нужно понять: всё, что описал автор, касается только героев произведения или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?
Также необходимо разобраться: зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел тем самым донести до читателя? На основе ответа вы формулируете позицию автора — мысль, которая касается людей и жизни в целом, но раскрывается на примере конкретных героев и обстоятельств. А оттолкнувшись от нее, определяете и проблему.
Если на экзамене вам встретится текст, главную мысль которого трудно определить с первого взгляда, не пугайтесь. Обязательно держите в голове вопросы, ответы на которые мы искали в процессе анализа фрагмента. Тогда у вас не возникнет вопроса, как определить позицию автора в сочинении ЕГЭ, а значит, и с постановкой проблемы не будет сложностей.
Практические способы определения проблем текста
Суммируем сказанное и выведем несколько универсальных способов, как определить проблему проблему в сочинении по русскому:
- Делите текст на микротемы.
- Отделяйте главную информацию от второстепенной. Последняя будет основой вашего комментария, а первая — позицией автора, которая поможет определить проблему.
- Подчеркивайте в КИМ ключевые и словосочетания.
- Используйте задание 22, связанное с анализом текста.
- Формулируйте проблему в форме вопроса. Так вам будет проще определить авторскую позицию — она и будет ответом на поставленный в начале сочинения вопрос.
Следуя этим несложным советам, вы сэкономите много времени и сможете быстрее приступить к написанию второй части.
Примеры проблем в сочинении
Самое важное при работе с сочинением — это практика. Давайте посмотрим на демоверсию 2023 года и потренируемся определять проблему.
В тексте много описаний, воссоздается образ родного края, нет вводных слов и четкой структуры, свойственной рассуждению. Мы видим автора в образе лирического героя, главного действующего лица. Следовательно, перед нами художественный текст.
Мы часто видим такие слова: родные места, родниться, родная земля, родина. Делаем вывод, что тема текста связана с природой, родиной.
В тексте 8 абзацев — значит, 8 микротем. Смотрим на каждый абзац и определяем его тему, даже если он состоит из одного предложения. Так мы находим содержание главной и второстепенной информации. Например, микротема первого абзаца — приезд лирического героя в родные места и первые воспоминания о былой жизни.
Теперь необходимо ответить на следующие вопросы:
Кто является героем или каковы обстоятельства?
Помните: автор ≠ рассказчик, даже если повествование ведется от первого лица. Это вымышленный автором лирический герой, который «похож» на него, отражает его жизнь.
Лирический герой приезжает на малую родину, смотрит вокруг, и обстановка погружает его в воспоминания, как всё было раньше.
Как происходящее характеризует героя или какую характеристику и оценку мы можем дать самим событиям?
События навевают приятную меланхолию о былом времени в родном краю. Герой чувствует связь с этим местом — это отражается в описании природы.
Эта характеристика и обстоятельства касаются только героев текста или другие люди могут оказаться в похожей ситуации, обладать похожими качествами?
Безусловно, это может случиться с каждым. Многие люди уезжают в большие города в поисках новой жизни. Однако, возвращаясь домой на каникулы или в отпуск, человек предается воспоминаниям, которые связаны с его домом, они греют душу. Природа родного края вдохновляет человека, помогает ему обрести гармонию и душевное спокойствие, дает надежду на будущее.
Зачем автор придумал именно этих героев и эти обстоятельства? Что он хотел донести до читателя?
Автор рассказывает нам эту историю, чтобы показать, что любовь к малой родине человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она дает ему жизненную силу, теплые воспоминания о годах в родном краю и навевает приятные воспоминания.
В чем заключается позиция автора?
Ценность воспоминаний о малой родине в том, что человек чувствует неразрывную связь с местом, где он родился и вырос, с природой, дающей ему силы и утешение, несмотря на тоску о прошлом.
Какие вопросы можно задать к позиции автора?
- В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине?
- В чем проявляется любовь человека к малой родине?
- Какова роль малой родины в жизни человека?
Вопросов получилось несколько, а значит, и проблему мы можем сформулировать в нескольких вариантах. Выбирайте тот, что вам больше нравится и к которому будет проще подобрать примеры.
Алгоритм работы с проблемой в тексте ЕГЭ
Запишем алгоритм, как найти проблему текста в сочинении ЕГЭ. С ним вы сможете справиться с любым материалом на ЕГЭ!
Как научиться находить проблемы в тексте ЕГЭ? Постоянно практиковаться под присмотром опытного преподавателя! Именно так отрабатывают сложные задания на курсах подготовки к ЕГЭ по русскому языку в MAXIMUM Education. Места в группах еще есть!