По данным Минобра, младшеклассники проводят за домашними заданиями до 1,5 часов в день, ученики средней школы — 2–2,5, а старшеклассники — 3. Поэтому особенно важно, чтобы школьник мог учиться дома за удобным столом и в правильной атмосфере — это способствует развитию внимания и концентрации. В этой статье говорим о том, из каких составляющих складывается рабочее место школьника и какими оно должно быть, чтобы ребенок мог настроиться на учебу и сосредоточиться.
В этой статье:
ПомещениеПисьменный столСтулКонторкаОсвещениеХранение учебных принадлежностейПерерывы в учебеНе хватает сил и времени помогать детям с домашними заданиями? Оставьте это нам! С помощью преподавателя MAXIMUM Education ваш ребенок научится без ошибок выполнять домашки, узнает действенные алгоритмы решения заданий и станет более самостоятельным. Оставляйте заявку на занятия, а освободившееся время проводите за общением с вашим ребенком 🧡
Помещение
Начнем с основного — комнаты для занятий. В идеале это должна быть отдельная комната ребенка, где он будет огражден от лишнего шума. Письменный стол лучше ставить у окна, чтобы естественное освещение было максимальным. В младших классах письменному столу лучше не соседствовать с шкафом с игрушками — это будет отвлекать ребенка. И, конечно, никаких игрушек, принадлежностей для хобби или других отвлекающих элементов на столе — это зона исключительно учебы.
Если нет возможности оборудовать рабочее место школьника в отдельной комнате и он занимается в общей, то постарайтесь выделить для него «оазис обучения». Стол стоит минимально отгородить от общего помещения — например, стеллажом с растениями или другим предметом мебели. Попробуйте создать в комнате такую атмосферу, чтобы ребенка ничто не отвлекало от учебников, пока он занимается. Школьнику поможет, если в помещении будет больше света и свежего воздуха.
Письменный стол
Следующий важный этап — письменный стол. При его выборе родителям важно в первую очередь ориентироваться на удобство школьника. Подбирать стол по цвету и размеру бессмысленно, если ребенок будет убегать учиться за кухонный стол — значит, ему неудобно. Письменный стол — это один из главных помощников школьника. За ним легче сосредоточиться на учебном материале и держать осанку — а это залог хорошей концентрации и высокой работоспособности. А еще правильная поза за письменной партой влияет на почерк, за правильностью которого обычно пристально следят учителя. Есть несколько критериев выбора стола для школьника:
- Столешница должна находиться на уровне нижней трети груди, чтобы ребенок мог удобно опираться предплечьями о спинку стула, при этом не сутулясь и не наклоняя корпус вперед.
- Оптимальный размер столешницы для школьника: от 60 см в длину и 50–60 см в высоту. Также можно выбрать Г-образную форму, чтобы на одной половине ребенок писал, а на другой стоял его компьютер.
- Ноги ребенка и руки в локтях за столом должны быть согнуты на 90°.
- Колени школьника не должны упираться в столешницу — между ними должно сохраняться свободное пространство.
- Идеально, если угол наклона столешницы регулируется: лучше наклонить ее так, чтобы ребенок смотрел в тетрадь под углом 90°. Это позволит ему не наклонять голову и не сутулиться.
- Стоит подобрать стол с регулируемой высотой: ребенок растет, и очевидно, что параметры одного и того же стола не будут подходить ему все 9 или 11 классов школы.
Стул
Стул тоже должен подходить ребенку по росту — часто правильный стул идет в комплекте с письменным столом. Конечно, можно положить подушку на обычный стул, но это обнулит эффект от верно подобранного письменного стола. На осанку и внимание ребенка влияют и стол, и стул, поэтому важно выбрать подходящий.
- Сиденье стула расположено так, чтобы опирающиеся на стол локти находились под прямым углом.
- Спина ребенка за спинкой стула должна быть прямой, а плечи при этом — расслабленными.
- Посадка на стуле должна быть такой, чтобы 2/3 бедра лежали на сиденье, а между его краем и сгибом колена оставался зазор примерно 3 см.
- Ноги при посадке могут либо стоять на полу, либо опираться на подставку или специальную подножку письменной парты.
- Стул не должен быть крутящимся — это негативно влияет на осанку.
Конторка
Последние годы, особенно в условиях удаленной учебы, столы для работы стоя набирают популярность. За конторками учились в XVIII-–XIX веках, например ученики Царскосельского лицея, в том числе Пушкин. И в этом есть резон: нагрузка на позвоночник в положении сидя гораздо тяжелее, чем стоя. Вместе с этим стоять 30–40 минут без специальной подготовки школьнику будет сложно — увеличится нагрузка на стопы.
Однако существует методика офтальмолога Владимира Базарного, разработанная в 1980-х годах. Она предполагает обучение за конторкой, при котором школьники стоят на массажных ковриках. Во время уроков они делают перерывы на гимнастику, в том числе зрительную, дыхательные упражнения и в целом часто двигаются. Базарный полагал, что такой подход необходим детям особенно в начальных классах. Он гарантировал и много движения, и разумную нагрузку на позвоночник.
Освещение
Помимо естественного освещения, рабочее место школьника обязательно должно быть оснащено дополнительными источниками света: основным освещением, а также торшерами, ночниками или лампочками для чтения. И обязательно — настольной лампой.
- Естественный свет от окна должен падать на стол слева, если ребенок правша, и справа — если левша. По этому же принципу на стол должен падать свет от настольной лампы.
- Лампу накаливания лучше выбрать с белым матовым напылением мощностью 60 Вт — она благоприятнее остальных влияет на зрение ребенка при работе с учебниками и тетрадями. А вот от люминесцентных и галогенных лампочек лучше отказаться.
- Настольную лампу стоит выбрать подвижную или на прищепке — чтобы можно было регулировать падение света.
- И главное правило: включенная настольная лампа не отменяет основное освещение. В комнате должно работать основное освещение, настольное и — в идеале — естественное.
Хранение учебных принадлежностей
Творческий беспорядок на столе — тетради вперемешку с книгами, принадлежностями для рисования, спортивной экипировкой — конечно, не способствует учебному настрою. Поддержание порядка на столе, правильное хранение учебников и канцелярии, украшения рабочего места — вот что будет вдохновлять школьника садиться за уроки.
- Для начала нужно перебрать все запасы и избавиться от ненужных вещей — уже неактуальных или сломанных.
- Отсортировать книги и тетради по предметам, а также канцелярские принадлежности: линейки — с линейками, фломастеры — с фломастерами.
- Учебники, тетради и прочие бумажные принадлежности лучше хранить на полках в вертикальном положении либо в вертикальных лотках. Так их удобно брать с полки, видя корешок, а еще в этом положении лучше сохраняются корешки книг и края тетрадей.
- Для письменных принадлежностей — ручек, карандашей и фломастеров — есть специальные стаканы-органайзеры.
- Мелкие канцелярские принадлежности — ластики, стикеры, скрепки — лучше хранить в ящиках.
- По возможности выбирайте закрытое хранение вместо полок — так у школьника будет меньше отвлекающих факторов, а также не будет скапливаться пыль.
- Позвольте ребенку самому создать уют — повесить над столом мотивирующие цитаты или фото любимых книжных героев. В их окружении заниматься будет приятнее.
Вот как расставляет книги и создает творческую атмосферу за рабочим столом София Корнийчук, 9-й класс:
Для меня важна чистота на рабочем месте, мое настроение часто зависит от нее. Когда на рабочем месте беспорядок, то мотивация что-либо делать пропадает. Мне нравится, когда все лежит ровно и на своих местах: книги рядом с книгами, тетради рядом с тетрадями. Иногда я раскладываю предметы на столе по важности. Например, папки с информацией для ОГЭ, которыми я пользуюсь часто, я кладу на полочку рядом с книгами по истории, конспекты по литературе на этой же полочке, но в своей группе — с книгами для чтения. Это позволяет мне быстро найти нужную тетрадь, не переворачивая все вещи и не создавая беспорядок. Кроме этого, я всегда расставляю книги по изданиям или по писателям. Создается волшебная атмосфера, которая подталкивает меня к учебе.
А так выглядит стол одиннадцатиклассницы Анастасии Казанцевой:
Мне кажется, самый важный пункт при организации рабочего места — порядок, так как от этого сильно зависит продуктивность в течение дня. Стараюсь не складывать лишние вещи на рабочий стол, поэтому сейчас у меня там только самое важное. Например, слева на столе лежат мои тетради с конспектами и книги, которые я читаю сейчас или планирую начать в скором времени. Мне важно, чтобы рабочее место отражало меня и мои интересы, поэтому на фотографии можно заметить много вещей, связанных с творчеством Ван Гога и тем, что меня вдохновляет. На мой взгляд, рабочее место должно быть не только опрятным, но и комфортным.
Перерывы в учебе
Делать перерывы между предметами во время выполнения домашнего задания — это отличная идея. Физминутки не занимают много времени и помогают расслабиться, улучшить кровообращение и получить заряд бодрости. Вот вариант короткой разминки:
- вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу;
- вращения плечами по кругу;
- махи руками вверх-вниз;
- выполнение наклонов, руки на поясе;
- поднятие коленей по очереди — маршировка на месте;
- несколько прыжков.
Отдельным аспектом физминуток является гимнастика для глаз. Это действенная профилактика улучшения зрения. Зрительные упражнения помогают снять напряжение с глаз, работающих с мелким шрифтом или с монитором компьютера. В этом материале собрали несколько простых упражнений и советы по заботе о глазах.