Как решать 12 задание ОГЭ по обществознанию?

14.01.2021 66
Анастасия Ревина
Анастасия Ревина
Преподает обществознание в MAXIMUM

Вы сталкивались с заданием на статистический источник? Многие девятиклассники его боятся и теряют целых 4 первичных балла! Но справиться с ним не так сложно, если знать алгоритм. Из этой статьи вы узнаете, как решать 12 задание ОГЭ по обществознанию! В конце я оставила несколько рекомендаций, как улучшить свой результат на экзамене 🙂

12 задание ОГЭ по обществознанию

Что требуют в задании?

12 задание в ОГЭ по обществознанию — это задание на анализ статистического источника. Задание является одним из самых «весомых» на экзамене — за него вы можете получить 4 балла. Несмотря на то, что задание располагается в части 1, ответ заносится в бланк ответов №2, так как это задание с развёрнутым ответом.

В самом задании вам дается статистический источник, представленный в виде таблицы или диаграммы. Еще есть небольшой текст, описывающий, что за данные приведены в задании. Условие задания звучит так: «Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие». Не пугайтесь: в конце статьи мы разберем реальное задание, и вы легко будете разбираться в таких формулировках!

Самостоятельно подготовиться к ОГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания ОГЭ, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ОГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.

Приходите к нам на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ОГЭ-2021, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!

Алгоритм

Задание на статистический источник весьма объемное и сложное. Поэтому с каждым из своих учеников я делюсь алгоритмом, который позволяет минимизировать ошибки и время, потраченное на задание. Теперь я расскажу его и вам!

Наш алгоритм работы начинается с того, что из условия задания мы должны чётко (1) зафиксировать вопрос, который задавался респондентам для того, чтобы чётко понимать по какой тематике проводился социологический опрос.

Затем мы (2) изучаем легенду и оси графика/информацию на диаграмме/в таблице. Это позволит точно понять, с какую информацию нам необходимо проанализировать.

Далее начинается наша основная работа: (3) формулируем вывод о черте сходства (под цифрой 1) и затем (4) формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.

Теперь наша работа продолжается по похожей логике, но уже для различий в результатах социологического опроса: (5) формулируем вывод о том о сути различия (под цифрой 2) и затем (6) формулируем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.

В конце (7) проверяем ответ, ещё раз сопоставив его с данными из условия задания.

Последнее, что нам необходимо сделать, чтобы на 100% получить заветные баллы, как бы банально это не звучало — это (8) структурировано записать ответ в бланк ответов №2.

Таким образом, наш алгоритм по работе с заданием №12 будет выглядит следующим образом:

12 задание ОГЭ по обществознанию: алгоритм
12 задание ОГЭ по обществознанию: алгоритм

Как записывать ответ?

12 задание ОГЭ по обществознаниями оценивается экспертами. Поэтому для нас важно не только корректно сформулировать свой ответ, но ещё и структурировано его записать. Эксперт не станет разбираться в вашем ответе и искать необходимые элементы! Если хотите получить все 4 балла, обязательно сохраните этот шаблон, который напомнит записать в ответ все важные моменты.

Шаблон для 12 задания

1) Сходство: И 1 подлежащее, и 2 подлежащее считают, что (менее всего\более всего) … Предположение: Это может быть вызвано\объяснено тем, что…

2) Различие: 1 подлежащее на n% больше/меньше, чем\по сравнению с… 2 подлежащее считают, что …Предположение: Это может быть вызвано\объяснено тем, что…* При отсутствии результатов с одинаковыми ответами в процентном соотношении: «Среди групп опрошенных большее/меньшее количество респондентов ответило, что…»

Рекомендации по работе с заданием

Как я и обещала в самом начале статьи, дам вам три рекомендации по работе с 12 заданием.

1) Учитываем особенность задания

Для этого задания необходимо умение анализировать информацию и делать выводы. Только теоретических знаний недостаточно. Еще важно очень внимательно изучать статистический источник — из-за невнимательности легко потерять баллы.

2) Что такое выводы и предположения?

Давайте раз и навсегда зафиксируем, чем отличаются выводы от предположений.

Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.

Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Делая предположения, вы должны опираться на предполагаемые факты социальной действительности. Порассуждайте о вероятных социальных, экономических, политических явлениях и процессах — или о различиях в жизненном опыте и ценностях респондентов. Это сильно помогает моим ученикам.

3) Что чаще всего придется анализировать?

Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:

  • Сравнение ответов в рамках социологического опроса между мужчинами и женщинами
  • Сравнение ответов между двумя разными возрастными группами (например, молодёжью и людьми пенсионного возраста)
  • Сравнение ответов жителей одной страны, но в разное время (например, 2002 и 2025).
  • Сравнение ответов жителей из разных мест (например, из Твери и Тамбова)
  • Сравнение ответов людей с разным уровнем образования (например, сравнить ответы людей с высшим и средним профессиональным образованием)

Разбираем пример

Давайте посмотрим на реальное задание и вместе решим его.

Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».

12 задание ОГЭ по обществознанию

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

1)  Сходство. И юноши, и девушки в наименьшей степени ответили, что они не стали бы безвозмездно принимать участие в деятельности общественной организации.

Предположение. Это можно объяснить тем, что и юноши, и девушки страны Z являются общественно активными гражданами.

2)  Различие. Юноши на 10% больше, чем девушки стали бы безвозмездно принимать участие в политических партиях и движениях.

Предположение. Это можер объяснить тем, что юноши страны Z видят для себя больше выгоды или пользы в безвозмездном участии в политических партиях и движениях, так как в дальнейших собираются строить карьеру в этой области чаще, чем девушки.

Итак, мы разобрались с основными сложностями 12 задания ОГЭ по обществознанию. Вы получили алгоритм работы с этим заданием, шаблон для записи ответа, а также три полезные рекомендации. Обязательно изучите наш гайд для ОГЭ по обществознанию, чтобы справиться с остальными заданиями и темами! И удачи!

Поделиться
1
0

Комментарии

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments