Не учите меня жить!… Это началось в 8-9 классе. Обычно незнакомые взрослые спрашивали у меня, чем я увлекаюсь, чем занимаюсь, что делаю, что собственно им свойственно спрашивать друг у друга. Тем не менее, в один момент эти разговоры перетекли в другое русло: русло поступления.
— А в какой вуз ты хочешь поступать?
— А какие предметы ты на ЕГЭ сдаёшь?
— А ты уже принял решение, какую выбрать профессию?
Такие вопросы стали задавать все взрослые, у которых не было тем для разговоров со мной. Поначалу я чувствовал себя взрослым: «О, со мной уже говорят о моём будущем, как с серьёзным человеком!» Была лишь одна маленькая проблема: я не имел понятия, что им отвечать. Я не знал про вузы, не знал ничего про поступления в них, не знал, какие предметы я буду сдавать на ЕГЭ и вообще, какую мне выбрать профессию.
Угадайте, что начинали делать взрослые, когда я говорил им, что не знаю куда поступать:
1)меняли тему;
2) начинали учить меня жизни.
Ответ, конечно же, 2.
— Дочь подруги моей знакомой сдала такие-то и такие-то предметы на ЕГЭ. Причём по всем получила 100 баллов. Её приглашали в разные вузы, но она выбрала Бауманку.
— О, круто. Она молодец. Я правда не особо люблю точные науки (женщина, мне не интересна ваша Бауманка, я гуманитарий).
— Как это, ты не любишь точные науки!? Ты должен выбрать профессию в точных науках, за ними будущее (женщина эта — домохозяйка, у неё есть время изучать рынок и анализировать, какие профессии будут востребованы).
Таким образом, мне затыкали рот, показывали, что раз я не разбираюсь в теме поступления, то у меня ещё молоко на губах не обсохло. Так продолжалось, пока я не прошёл какую-то профориентацию (за несколько часов тебе говорят, кем ты можешь стать).
Следующие разговоры про поступление обходились без поучений. Меня называли серьёзным повзрослевшим человеком (на тот момент у этого «взрослого» человека ещё даже не сформировалось мировоззрение). Я деловым тоном говорил о том, на какой факультет и в какие вузы хочу поступать, какие для этого буду сдавать предметы на ЕГЭ, какую после этого хочу выбрать профессию. В ответ мне опять сообщали о своих знакомых, на этот раз другим тоном, а те, кто меня слушал, даже рассказывали о знакомых, кто пошёл в один из тех вузов, которые я назвал, по той специальности, что я выбрал; и том, что эти знакомые сдавали те же предметы на ЕГЭ, что я и собирался.
Разговоры эти меня выводили из себя, но не ужасно. В конце концов я привык.
Однако в один момент я понял, что я не хочу всего того, о чём говорил этим взрослым. Я хочу творческую специальность. Мне ничего не надо, я гений. Разговоры резко вернулись на начальную стадию. Меня снова начали учить жизни и на этот раз пристыжать за то, что в таком возрасте (16-17 лет), я ещё не определился.
Хорошо, что недавно мне встретились ребята из Системы Выбор (наконец-то адекватные взрослые), которые дали понять, что моё мнение – это не абсурдные мечты, а вполне разумная позиция.
Когда ты говоришь взрослым не только о поступлении, а том, какой у тебя опыт, они не просто начинают воспринимать тебя серьёзно. Они теперь глядят на тебя изумлёнными глазами, возможно, потому, что в своём возрасте ты уже утёр нос им или их знакомым.