Перевод в другую школу — стресс и для ребенка, и для родителей. Нужно заново привыкать к учителям, искать друзей. В новой школе все другое — даже булочки в столовой. Разбираемся, что могут сделать родители, чтобы перемены были не такими тяжелыми.
В этой статье:
В каком возрасте перейти в новую школу прощеВ какой период лучше менять школуКак понять, что школа поможет ребенку с адаптациейПеревод в другую школу: как морально подготовить ребенкаКак поддержать ребенка после переводаВ каком возрасте перейти в новую школу проще
Есть мнение — и вполне справедливое, — что младшеклассникам перевод в другую школу дается проще, чем ребятам постарше:
- в 7-10 лет дети более гибкие, легче переносят перемены;
- в младших классах далеко не каждый успевает завести друзей, с которыми потом больно будет расставаться;
- ребенок допубертатного возраста меньше переживает о чужом мнении и о своем положении в коллективе, ему проще начать общаться и найти с другими детьми точки пересечения.
Это действительно так, поэтому если у родителей есть выбор — перевести ребенка, пока ему, например, 9, или подождать еще пару лет, лучше все же не тянуть.
Но при этом многое все равно зависит от конкретного ребенка — его характера и особенностей. Для кого-то как раз будет проще справиться с переживаниями в более старшем возрасте — когда ты подросток, ты уже можешь выработать какую-то стратегию по адаптации в новой школе, и следовать ей.
Достаточно удачный момент, чтобы перейти в новую школу — после четвертого и после девятого класса. В этих точках состав класса меняется: одни ребята уходят в профильные гимназии или в училища, на их место приходят новые. Так что выше шанс, что в классе ребенок окажется далеко не единственным новичком и освоиться ему будет проще
В какой период лучше менять школу
Идеальный вариант — в начале года. Так будет проще изучить обстановку, в неспешном режиме познакомиться с одноклассниками и влиться в учебу. Посреди учебного года придется не только впопыхах пытаться понять правила игры в новом классе, но и, возможно, догонять других детей по учебе. А это тяжело.
Если перейти прямо в начале года не получается, нужно постараться сделать это хотя бы в начале новой четверти или триместра.
Как понять, что школа поможет ребенку с адаптацией
Бывает так, что всю ответственность за успешную адаптацию возлагают на самого ребенка и его родителей. Но это в корне неверно: от школы зависит очень многое.
Вот пара признаков, которые говорят, что на школу можно положиться:
- классный руководитель предложил заранее познакомиться с ребенком;
- классный руководитель ведет себя доброжелательно, интересуется характером ребенка, расспрашивает об особенностях и проблемах;
- педагоги с пониманием относятся к тому, что родители волнуются за ребенка, и предлагают помощь и поддержку;
- остальные родители открыты для коммуникации, охотно отвечают на вопросы;
- отзывы о школе хорошие, нет информации о каких-то громких инцидентах, связанных с буллингом;
- директор и классный руководитель могут четко ответить на вопрос о том, как они работают с травлей и конфликтами в детском коллективе.
Все это, безусловно, не гарантирует, что ребенку в школе будет просто, но дает надежду на помощь и поддержку со стороны учителей. Если выбор стоит между несколькими школами, стоит задуматься о той, в которой педагоги ведут себя более дружелюбно.
Перевод в другую школу: как морально подготовить ребенка
Дети, особенно в начальной школе и раньше, хорошо считывают реакцию родителей и строят на ней свое отношение к ситуации. То есть если для родителей смена школы — это катастрофа и трагедия, для ребенка это тоже будет страшное и тревожное событие. А если мама с папой сохраняют спокойствие, ребенок его считает и это поможет ему меньше нервничать.
При этом важно, что оптимизм не должен быть необоснованным. Не нужно давать необоснованных обещаний: «Все будет хорошо, ты обязательно всем понравишься, даже не волнуйся!». Отношение других ребят от ребенка не всегда зависит — что-то в любом случае может пойти не так и человек почувствует себя обманутым и виноватым. Ему обещали, что все будет хорошо — а раз все нехорошо, проблема в нем.
Поэтому родителям лучше всего быть спокойными и позитивными, но реалистичными:
- скажите ребенку, что понимаете его тревогу и что волноваться из-за таких перемен абсолютно нормально;
- не давайте пустых обещаний («все будет хорошо»), но и не запугивайте («новая школа — это очень непросто, новеньких могут обижать, им приходится отстаивать себя, поэтому будь начеку»);
- предупредите, что в новой школе все может быть не так, как в старой, и что ребенку, возможно, потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть — и это нормально;
- расскажите, что обычно бывает, когда человек приходит в новый класс: учитель представляет его другим ребятам, с ним знакомятся.
- сфокусируйтесь на конструктиве: расскажите, как себя вести, как начать разговор, представиться одноклассникам и рассказать о себе;
- поделитесь своими историями о переходе в новую школу — не умалчивайте о трудностях, с которыми столкнулись, но подчеркните, что со всем можно справиться (если у вас таких историй нет, говорите о знакомых и друзьях);
- дайте ребенку понять, что вы на его стороне, что вы всегда будете рядом и он может обратиться к вам, если его что-то беспокоит.
Как поддержать ребенка после перевода
Есть несколько рекомендаций.
- Не требуйте от ребенка высоких академических результатов. Заранее приготовьтесь к тому, что оценки могут стать хуже и примите это: для хорошей учебы нужны стабильность и спокойствие, а когда ты новенький в классе, с этим как раз все непросто. Дайте ребенку время — хотя бы несколько месяцев, на то, чтобы освоиться в новом коллективе,наладить отношения, разобраться, что к чему. Это как устройство на работу: в первые месяцы от сотрудника ждут, чтобы он влился в рабочие процессы, и не требуют сверхрезультатов. Проговорите все это ребенку: вы понимаете, что у него волнительный период, и просите его не переживать из-за ошибок и оценок.
- Будьте рядом. Почаще говорите с ребенком, расспрашивайте о школе и одноклассниках — как идет общение, что за ребята учатся с ним вместе, чем они увлекаются, во что играют. Спрашивайте, как ведут себя учителя, аккуратно узнавайте, не обижают ли в классе других детей. Рассказать о себе можно будет трудно, но если в классе травят другого ребенка, это может быть тревожным звоночком. Поддерживайте связь, будьте дружелюбны, давайте ребенку понять, что вы интересуетесь его жизнью и готовы помочь.
- Поддержите ребенка, если он стремится найти друзей. Если ребенок рассказал, что начал общаться с кем-то из одноклассников, поддержите его. Отпустите погулять (ничего страшного, что он при этом не уберет один раз в комнате или пропустит занятие с репетитором), дайте денег на мороженое и аттракционы. Предложите пригласить нового знакомого в гости, не игнорируйте, если вас с ребенком зовут на дни рождения.
- Общайтесь с учителями. Не бойтесь лишний раз спросить классного руководителя, как у ребенка идут дела, удалось ли ему наладить контакт с другими людьми. Так педагог будет знать, что вы активно интересуетесь ситуацией и тоже будет стараться держать все под контролем.
- Не обрывайте связи с прошлой школой. Если у ребенка остались там друзья и он хочет с ними общаться, поддержите это желание. Не запрещайте ностальгировать по старой школе, не говорите, что она была хуже новой. Посочувствуйте ребенку, если он сильно скучает.
- Обращайтесь за помощью. Если вам или ребенку тяжело даются перемены, приходите к детскому психологу. Он поможет прожить этот период, подскажет, как справиться с трудностями.