Каждого из нас что-то не устраивает в школе. Иногда это касается методов обучения, системы оценивания, а иногда и поведения учителей. Я не стала исключением и тоже много размышляла о проблемах школьного образования. Сейчас я уже второй год как учусь на учителя и мне открылась та сторона образования, которая скрыта от учеников. В моей голове появилось больше моментов, которые хотелось бы изменить. В этой статье я поделюсь ими.
В этой статье:
1. Школьная иерархия 2. Устаревший подход к детям 3. «Политика невмешательства» 3. Учитель всегда прав!4. Голая теория5. «Галопом по Европам»6. Система оценивания1. Школьная иерархия
Некоторые преподаватели осознанно ставят себя выше учеников и считают, что так они смогут добиться авторитета. Наводя страх и ужас, они пытаются заставить ребят учиться лучше. Более того, именно этому учат в педагогических образовательных учреждениях. Это сильно влияет на процесс обучения, потому что именно учителя задают атмосферу в классе.
Такой подход к обучению приводит лишь к тому, что ученики переоценивают возможности учителей, ставят их слово выше своего собственного мнения, да и просто начинают бояться учителей. Думаю, у каждого из вас есть или был учитель, при виде которого все внутри сжимается. Это отнюдь не показатель уважения – это чистый страх. Отсюда возникает повышенная тревожность, которая мешает учиться.
Меня можно отнести к ученикам, которые всегда боялись учителей. Страх сильно мешал обучению – трудно было сосредоточиться на заданиях и запоминать элементарное. Но однажды мне попался хороший учитель, он был с нами добр и терпелив. С ним было интересно и не было желания замкнуться в себе.
Отсюда я сделала вывод, что поведение учителей многое решает во время обучения. Если быть с детьми на одной волне, говорить им добрые слова, заслуженно хвалить, не кричать и перестать держать их в ежовых рукавицах, то ученики найдут в своём учителе хорошего друга, к которому всегда можно обратиться за помощью, а не начальника, которому нужно подчиняться.
2. Устаревший подход к детям
Главная проблема школьного образования – его неактуальность. Учителя, которые уже много лет работают в школах, несмотря на ежегодное повышение квалификации, отрицают результаты новых исследований в психологии. Из-за этого они продолжают применять к детям устаревшие методы воспитания, которые плохо влияют на неокрепшую психику учеников.
Так, например, публичное унижение человека при всём классе не является хорошим методом воспитания, но и по сей день он применяется в школах. Младшие школьники от такого давления становятся закрытыми, теряют мотивацию и стремление к учебе, потому что боятся совершить очередную ошибку – вдруг их снова поругают? В будущем мало кто способен выйти из этого состояния и почувствовать уверенность в себе.
3. «Политика невмешательства»
Многие учителя хладнокровно относятся к конфликтам в классе. Они считают, что ученики сами разберутся в своих конфликтах и смогут все решить.
Но со многими проблемами дети и подростки сталкиваются впервые, они не имеют положительного опыта разрешения подобных проблем. Они не знают, какое решение приведет к хорошему результату, а какое – к плохому. Поэтому им нужно помогать познавать этот мир, себя и других. Учить не только школьной программе, но и жизни, помогать отделять зло от добра.
Мало кто самостоятельно способен прийти к хорошим и успешным мыслям – мы делаем это с помощью воспитателя. Воспитание, привитие лучших человеческих ценностей должно стать главными проблемами школьного образования. Поэтому так важно ещё в школьные годы помогать ученикам решать их конфликты мирно, учить с уважением относиться друг к другу, быть открытыми со взрослыми, рассказывать о своих проблемах.
3. Учитель всегда прав!
Как часто вас осуждал учитель математики, когда вы решали задачу другим способом, а не тем, которым он учил? Или сколько раз вы слышали осуждение за ваше мнение в эссе? А что на счёт преподавателя русского, которому не понравилась ваша метафора в сочинении, в которую вы вложили душу?
Меня, как и многих моих друзей, учителя часто подвергали критике. Мне очень не хватало свободы слова, права на мои собственные мысли и мнение, гарантии того, что их тоже будут уважать и не будут пытаться изменить. Приходилось подстраиваться под единый стандарт, который не соответствовал моему видению мира. Это было тяжело и мешало спокойному обучению.
Такой метод преподавания – соответствие одной единственной норме – заставляет ребят сомневаться в своих выводах, в их правильности и, что самое грустное, в важности. В будущем это выливается в то, что люди не считают важным отстаивать свои права, политические взгляды и мнение в споре. Все из-за того, что еще в детстве им показали, что их мнение не должно отклоняться от «нормы», а любое отличие заслуживает наказания.
Ребята не должны читать в учебнике по обществознанию параграф про свободу слова, а затем получать «двойки» за собственное мнение в сочинении. Дети и подростки – это тоже люди и граждане, поэтому они имеют полное право на свободу слова. Конечно же, мнение человека не должно вредить другим людям и ему самому. Поэтому важно обсуждать мысли школьников в грамотной дискуссии. Вовремя замеченные и разобранные антисоциальные мысли могут даже предотвратить преступление.
4. Голая теория
Информация усваивается намного лучше и быстрее, если мы применяем её на практике. В моей школе часто давали сухие конспекты и никак не объясняли тему на реальных примерах из жизни.
В основном это касается естественных наук: химии, физики, географии и т.д. Не нужно далеко ходить, чтобы показать различные явления в природе из географии. По химии и физике часто нужны дополнительные устройства, препараты, материалы. Хотелось бы, чтобы каждая школа была хорошо оснащена нужным для обучения оборудованием. В моей школе не было даже элементарных микроскопов, поэтому могу предположить, что проблема нехватки оборудования является распространённой.
Если бы нам объясняли большинство тем на реальных примерах, которые можно увидеть своими глазами, то процесс обучения был бы намного интереснее и эффективнее.
А еще в школе практически не обучают актуальным навыкам, таким как финансовая грамотность и психология. Вот еще 11 навыков, которым не обучают в школе, но важны нам в повседневной жизни.
5. «Галопом по Европам»
То, что мы проходим в 8-9 классе, наши родители проходили в вузах и колледжах. И, к сожалению, с каждым годом на школьников сваливается все больше информации, которая не успевает усваиваться. Упор на количество, а не на качество – главная проблема школьного образования.
Из-за сжатых сроков и большого количества материала, которому нужно обучить детей, учителя не могут составить программу так, чтобы ученики успевали запомнить информацию на долгое время. Для нормального изучения материала нужно минимум 3 урока. Однако многие программы выстроены так, что в первые 20 минут урока учитель объясняет новую тему, а в оставшееся время даёт им самостоятельную работу. А на следующем уроке – снова новая тема. Для получения оценки ребятам остается только «зубрить» материал. Школьники успевают ответить один раз на уроке и получить хорошую оценку, но потом материал навсегда исчезает из памяти, и подросток приступает к следующей теме. Пробелы в знаниях нарастают как снежный ком.
Для лучшего запоминания материала учителя могут устраивать мини-тесты для самоконтроля детей, не ставя оценки. Обобщать информацию в конце урока, которую прошли за урок, давать творческое задание, выполнение которого будет вовлекать учащихся и приносить удовольствие. Главное не количество пройденных тем, а качество. В чем толк многообразия информации, если ребята усваивают от силы 10%?
Умеренный темп обучения поспособствует лучшему усвоению материала. Информация будет откладываться в долговременную память, а значит, ребята смогут применить полученные знания в жизни, а не на одной контрольной. У школьников будет больше мотивации учиться, потому что они начнут по-настоящему понимать материал и осознавать, что они трудятся не для контрольной, а для настоящих знаний. Процесс обучения станет намного качественнее.
6. Система оценивания
Пятибалльная система оценивания уже давно подвергается критике. Она демотивирует школьников и затрудняет процесс обучения. Почему же пятибалльная система оценивания не эффективна?
- Невозможно оценить реальный уровень знаний, поскольку система совершенно негибкая. Маша выполнила работу так здорово, что удивила учителя, но ей поставят «5», так же, как и Саше, которая просто написала все красиво и без ошибок. Петя сделает 15 ошибок, а Ваня – 10, но им обоим поставят «двойки». Некоторые учителя используют оценки «5+» или «3-», которые не являются официальными и не пойдут в журнал, но нужны для того, чтобы хоть как-то уточнить результат за работу.
- На деле система трехбалльная. «Колы» никто не ставит, «двойки» – тоже нельзя, испортится отчетность, виноват будет учитель и школа.
- Нет отражения личного прогресса ученика. Например, Дима сделал в прошлом диктанте 20 ошибок, а в этом – всего десять. Он хорошо поработал, но это никак не отразится на его оценке – он все равно получит «два». Разве у Димы будет мотивация продолжать работать над собой? Вряд ли.
О проблемах школьного образования можно говорить долго. Но большинство из них упираются в непрофессиональность учителей, которая вызвана отрицанием новых знаний в сфере педагогики. Если система обучения не поменяется в лучшую сторону, то с каждым годом все больше и больше людей будут отдавать предпочтение обучению в частных школах или экстернату. Негосударственные школы, репетиторы и курсы стоят довольно дорого. Получается, что качественное образование будет доступно только состоятельным семьям. К чему это приведет – остается только гадать.